Приглашение родителей к детским открытиям
«…Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность придти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера». А.Шапиро
Уважаемые друзья малышей!
На свете проживает великое множество детей, которые любят задавать вопросы. Ненасытность этих почемучек ставит порой нас, взрослых, в тупик. В разделе «Юным экологам и краеведам» размещен материал, в содержание которого включены дидактические игры, опыты, познавательный материал, задания на развитие логического мышления, который поможет ответить на вопросы детей, а, впрочем, и на наши собственные, провести интересные выходные дни и сделать веселые, занимательные и нескучные праздники в кругу друзей. Хотелось бы, чтобы Вы, взрослые помогли прочитать информацию, задания, если ваш ребенок еще не умеет, провели вместе эксперимент и порассуждали с ним таким образом, чтобы ему захотелось что-то сделать самому и прийти к какому-то выводу.
Данный материал не предполагает особой подготовки взрослого. А значит, помочь малышу может любой, вне зависимости от образования и рода занятий. Затрат на приобретение необходимого оборудования для проведения опытов почти никаких. Все эксперименты разработаны с использованием повседневных предметов, которые легко найти дома, заменить легкодоступными аналогами или недорого купить. Конечно, особое внимание нужно обратить на безопасность работы детей. Но не следует ругать их за небрежность, испорченные материалы, неудачно проведенный опыт. Даже настоящие ученые не всегда получают искомый результат. Важно, чтобы возникла атмосфера домашней лаборатории, игротеки. Великие идеи рождались не только в зданиях с колоннами, но и в лачугах.
Пусть не сразу все станет абсолютно понятным. Перед нами нет задачи дать четкие определения и выводить формулы. Лишь бы возникли первые радостные впечатления на островках памяти, появилось желание самостоятельных исследований, наблюдений и к познанию миру природы. А вот незаметные подсказки и ненавязчивые советы взрослых могут быть очень важны для достижения этих первых успехов и радостных чувств.
Советуем приготовить альбом для рисования, фломастеры или цветные карандаши, чтобы малыш мог делать зарисовки опытов и наблюдений.
Как звери готовятся к зиме
Мамы и папы!
У нас были интересные занятия про животных нашего края. В историко-краеведческом музее нам рассказали про хозяина тайги, и мы увидели чучело медведя.
В экологическом классе мы узнали, что в нашей глухой тайге живут травоядные, хищные и всеядные звери: куница, лось, ласка, бурундук, барсук. Выяснили, как звери готовятся к зиме: кто и почему ложится в спячку, для чего запасают еду, кто линяет, кто и чем утепляют свое жилье. Но у нас возник вопрос: «Почему звери не мерзнут зимой?»
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам провести дома вместе с детьми интересный опыт «Греет ли шуба?», с помощью которого Вы сможете ответить на вопрос вашего ребенка. Этот опыт очень понравиться детям, потому что для опыта Вам понадобиться два стаканчика мороженого в бумажной обертке, которые потом дети смогут съесть.
Начинаем эксперимент.
Одно мороженое разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько
укутайте шубой.
Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба -
вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.
Теперь закономерен и вопрос: "Зачем же человек в мороз надевает шубу?"
Ответ: "Чтобы не замерзнуть".
Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
Спросите ребенка, знает ли он, что бывают "шубы" из стекла?
Это термос. У него двойные стенки, а между ними - пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам.
Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.