Проект "Содружество" /сокращенный вариант/
Проблема: Город Стрежевой – уникальный в плане экологического образования детей. Имеет современный Центр экологического воспитания детей, с богатым животным, растительным миром и научно-исследовательской базой; станцию юных туристов, имеющую опыт проведения экспедиций; городской музей имеющий уникальные экспозиции по родному краю, его коренных жителях; музей Томскнефти, с экспозициями нефтедобычи, природоохранной деятельности градообразующего предприятия. В образовательных учреждениях реализуются курсы по экологическому воспитанию детей
Но проблемой является, что каждый социальный институт работает по своей созданной системе работы, что зачастую ограничивает систему взаимодействия. В связи с этим в рамках данного проекта планируем: Создать городской методический центр, для разработки и внедрения программы непрерывного экологического образования детей дошкольного и начального школьного возраста, с учетом всех имеющихся ресурсов городского округа Стрежевой.
1.3. Информация о деятельности организации-заявителя
1.3.1. Цели и задачи организации
МДОУ ЦРР детский сад №5 «Золотой ключик» г. Стрежевого (далее по тексту МДОУ) учреждено постановлением главы Администрации города Стрежевого от 08.12.1999г. №550
Свидетельство о государственной аккредитации: АА 144226 №312 15.06.2005г.
Адрес МДОУ: 636780, Томская область, г. Стрежевой 3гг №25 Тел: 8(38259) 5-07-10
Статус МДОУ: Дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 «Золотой ключик»
Учредитель МДОУ: Администрация городского округа Стрежевой Томской области.
МДОУ в своей деятельности подведомственно: Управлению образования Администрации городского округа Стрежевой Томской области
Организационно-правовая форма образовательного учреждения муниципальная
Руководитель МДОУ ЦРР детский сад №5 «Золотой ключик» - Смирнова Ольга Валентиновна – высшая квалификационная категория.
МДОУ ЦРР детский сад №5 «Золотой ключик» располагается в 2-х этажном типовом здании, функционирует 12 групп. Имеется опытно- экперементальный класс, экологический класс изостудию, кабинет педагога- психолога, кабинет учителя- логопеда методический кабине, музыкальный и спортивные залы.
В 2007г.- победил в первом областном конкурсе «Детский сад года», в номинации «Лучшая образовательная программа»
В 2010 году в городском конкурсе «Лучшее дошкольное образовательное учреждение года», МДОУ ЦРР детский сад №5 «Золотой ключик» стал победителем .
С 2001 по 2006г. МДОУ, согласно договора с межрегиональной общественной Организацией содействия развитию Образовательной программы «Школа -2100», являлся экспериментальной площадкой по внедрению образовательной системы «Школа -2100», с 2006г – присвоен статус базовой площадки по образовательной системы «Школа -2100» ( «Детский сад -2100»). Наше образовательное учреждение являлось экспериментальной площадкой по внедрению «Непрерывного экологического образования в Томской области» Администрации Томской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, Департамента общего образования.
В МДОУ принимаются дети в возрасте от 1,6 до 7лет, всего – 252 ребенка. Контингент воспитанников формируется в соответствии с возрастом и СанПиН 2.4.1.2660 – 10. Основанием для зачисления ребенка является путевка, выданная Управлением образования Администрация городского округа Стрежевой и медицинская карта ребенка.
Описание проекта
Первое десятилетие 21 века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. Одним из средств гармонизации взаимоотношения общества и природы является экологическое образование как процесс непрерывного обучения, воспитания и развития личности. Весомый вклад в становление и формирование системы экологического образования внесли работы С. Н.Глазычева, И.Д.Зверева, А.В.Миронова, А.А.Плешакова, И.Н.Пономаревой и др. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Актуальность нашего проекта определяется рядом существующих противоречий между:
· социальным заказом общества на выполнение образованием двух взаимосвязанных глобальных функций — гуманистической, направленной на преодоление мировоззренческого кризиса, и экологической, ориентированной на сохранение всех компонентов природы в целом, — и изменением на современном этапе, условий для их реализации.
В новых СанПиН 2.4.1.2660 – 10 в 6.13. прописано « …размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается». Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО РФ № 655 от 23 ноября 2009 г.) содержит 10 областей, среди которых нет четко выделенной области по формированию экологической культуры. Данный подход вызывает определенные вопросы, и настораживает так как может изменить подходы к формированию экологической культуры дошкольников, не в пользу данного направления.
· достаточно высоким уровнем разработанности теоретического содержания дошкольного экологического образования и отставанием в разработке практических методик, предполагающих активное включение детей в разные виды экологически направленной деятельности;
· признанием ведущей роли деятельности в личностном развитии ребенка и недостаточной разработанностью адекватных, теоретически обоснованных педагогических технологий включения детей в практическую экологическую направленную деятельность;
· созданной эффективной сетью учреждений в городе, занимающихся экологическим образованием и неразработанным единым воспитательно-образовательным комплексом.
Город Стрежевой – уникальный в плане экологического образования детей, взрослых в нем имеется современный Центр экологического воспитания детей, с богатым животным, растительным миром, научно-исследовательской базой позволяющей проводить научно- практические конференции детей школьного возраста; станцию юных туристов, имеющую опыт проведения экспедиций, спортивных мероприятий с экологическим содержанием, городским музеем имеются экспозиции по родному краю, ее уникальным самобытным миром. В образовательных учреждениях города реализуются курсы по экологическому воспитанию детей: в дошкольном возрасте - Мир природы, в нашем ДОУ через эколого-краеведческую программу «Маленькая Родина Стрежевой» (созданную авторским коллективом МДОУ «Золотой ключик»), в начальной школе – Окружающий мир, Сибиреведение. Но проблемой является, что каждый социальный институт работает по своей созданной системе работы, что зачастую ограничивает систему взаимодействия, особенно это касается дошкольных образовательных учреждений города. Хотя одним из ключевых принципов организации сетевого взаимодействия ДОУ, школ и дополнительного образования является принцип многообразия форм, методов при сохранении единства требований к его качеству.
Имеющимся опытом работы по внедрению «Непрерывного экологического образования в Томской области» Администрации Томской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, Департамента общего образования и не решенной проблемой разработки и внедрения единого учебно-методического сопровождения от детского сада до школы, через взаимодействие с др. социальными институтам, и производственными организациями, в соответствии с требованиями ФГС и ФГТ.
Обозначенные противоречия позволили определить
Цель проекта.
Создать городской методический центр, для разработки и внедрения системы непрерывного экологического образования детей дошкольного и начального школьного возраста, с учетом всех имеющихся ресурсов городского округа Стрежевой.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи проекта:
При реализации проекта предполагает предварительное проведение региональных мониторинговых исследований образовательных потребностей местного сообщества. Такие исследования позволят проанализировать запрос в отношении экологического образования, выявить образовательный уровень детей, определить оптимальные условия продолжения их образования, в зависимости от их уровня актуального развития. Очевидно, что эти исследования должны носить активный характер – важнейшим их элементом является информирование родителей о возможностях центра, о появляющемся разнообразии форм получения экологического образования, о различиях образовательных программ, о родительском участии в экологическом образовании их детей. Такое информирование родителей – первый шаг со стороны профессионального сообщества к построению продуктивного диалога с родительским сообществом, результатом которого должен стать гражданский заказ в отношении экологического образования. Важным аспектом формирования гражданского заказа является формирование, как в образовательном сообществе, так и в общественном мнении новых представлений о качестве экологического образования дошкольников. Немаловажно участие представителей школьного педагогического сообщества в этом диалоге – ведь представление о том, что формирование экологической культуры является общей задачей , разделяется значительной частью педагогов начального звена школы и транслируется ими родителям.
Ожидаемые результаты
Для учреждения
- созданный учебно-методический комплекс эколого-краеведческой направленности, включающую в себя ресурсы дополнительного образования, соответствующая современным требованиям;
- использование ресурсов других учреждений, с целью повышения качества воспитания экологической культуры у дошкольников;
- повышение имиджа дошкольного учреждения.
- создание на базе МДОУ центра экологического образования
Для детей:
- повышение экологической культуры, через занимательные формы познания.
Для педагогов:
- повышение профессиональных компетентностей, через тиражирование собственного опыта, методических наработок;
- осуществление воспитательно - образовательного процесса в соответствии с ФГТ.
Для родителей:
- повышение собственной экологической культуры;
- формирование опыта взаимодействия с детьми;
- формирование грамотного родительства.