Направления работы по экологическому образованию с педагогами ДОУ
Взаимодействие | Цель | Формы сотрудничества |
Психолог
|
Психологическая поддержка
|
Анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста, присутствие на занятиях по экологии с целью определения особенностей поведения и характеристики дошкольников (произвольность, комфортность и т.д.); работа с родителями; составление рекомендаций по работе с детьми. |
Музыкальный руководитель |
|
|
Учитель-логопед |
|
|
Инструктор физической культуры |
|
|
Воспитатели групп |
Экологизация
деятельности в
группах
|
|
Воспитатель по ИЗО |
|
|
План взаимодействия с педагогами
Организационно-педагогические мероприятия |
План |
Формы работы |
Группа/Педагоги |
Выход |
сентябрь |
||||
День города |
Обсуждение сценария
|
Круглый стол |
Средние, старшие, подготовительные |
Аналитическая справка |
Ярмарка «В королевстве спелых плодов» |
Обсуждение сценария |
Круглый стол |
Все группы |
Аналитическая справка |
Готовность к учебному году |
Просмотр уголков природы: растения, календарь природы, инвентарь для трудовой деятельности |
Представление |
Все группы |
Аналитическая справка |
Темы недели |
Цель. Подготовительная работа к занятию |
Круглый стол |
Все группы |
|
Подведение итогов проекта «Цветущий сад» |
Презентация участка
|
Практикум |
Все группы |
Аналитическая справка |
Запись детей в кружок |
Индивидуальная беседа о способностях детей Согласование списка детей |
Опрос |
Старшие, подготовительные |
Список детей |
Система организации исследовательской деятельности |
Содержание и работа в уголке экспериментирования |
Семинар-практикум 1 часть |
Старшие |
Оформлена зона экспериментирования |
Уголок экспериментирования |
Тема проектной деятельности. Алгоритм исследования овощей |
Практикум 2 часть |
Старшие, подготовительные |
Презентация проекта воспитателям средних групп и старших групп |
День Моря (29 сентября) |
Обсуждение сценария |
Круглый стол |
Подгот. гр |
|
Занятие в музее |
Послеэкскурсионная работа |
Круглый стол |
Старшие группы |
Выставка рисунков |
октябрь |
||||
Темы недели |
Цель. Подготовительная работа к занятию |
Круглый стол |
Все группы |
|
Проект «Цветущий сад» |
Слайдовая презентация о проделанной работе |
Педсовет |
Все группы |
Аналитическая справка |
Система контроля результатов обучения, воспитания, развития.
|
Анализ диагностического обследования |
Круглый стол |
2мл., средние, стар., подг. |
Аналитическая справка |
Уголок экспериментирования |
Тема проектной деятельности. Алгоритм исследования |
Круглый стол |
Старшие, подготовительные |
проект |
4 октября – день защиты животных |
Обсуждение сценария |
Круглый стол |
Средние, стар., подг. |
|
Проект «Не ходите по газонам!» |
Знакомство с проектом Участие детей и педагогов Задания для детей |
Круглый стол |
Подгот. Гр. |
Открытый показ |
Занятие в музее |
Послеэкскурсионная работа |
Круглый стол |
Старшие группы |
Газета |
ноябрь |
||||
Темы недели
|
Цель. Предварительная работа к занятию |
Круглый стол |
2мл., средние, стар., подг. |
|
Уголок экспериментирования
|
Тема проектной деятельности. Алгоритм исследования |
Круглый стол |
Старшие, подготовительные |
Проект |
Занятие в музее |
Послеэкскурсионная работа |
Круглый стол |
Старшие группы |
Фотовыставка |
Проект «Поможем зимующим птицам» |
План мероприятий по проекту Обсуждение сценария |
Круглый стол |
Все группы |
|
декабрь |
||||
Темы недели
|
Цель. Предварительная работа к занятию |
Круглый стол |
2мл., средние, стар., подг. |
|
Уголок экспериментирования
|
Тема проектной деятельности. Алгоритм исследования |
Круглый стол |
Старшие, подготовительные |
Проект |
Занятие в музее |
Послеэкскурсионная работа |
Круглый стол |
Старшие группы |
|
Экологический проект «В защиту зеленой елочки» |
План мероприятий по проекту Обсуждение сценария |
Круглый стол |
Подгот. Гр. |
|
Презентация программы «Исследовательская деятельность дошкольников» |
Освещение содержания программы Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности |
Круглый стол |
Саморокова О.В. Мунина Е.С.
|
Утверждение программы |
январь |
||||
Уголок экспериментирования
|
Тема проектной деятельности. Алгоритм исследования |
Круглый стол |
Старшие, подготовительные |
Проект |
Темы недели
|
Цель. Предварительная работа к занятию Практический материал |
Круглый стол |
2мл., средние, стар., подг. |
|
Театральная неделя |
Обсуждение сценария. Перечень сказок к игре |
Круглый стол |
Старшие группы |
|
Организация экскурсии с дошкольниками
|
Анализ педагогического процесса Теоретическая часть: виды, формы, план экскурсий на год (тема, цель, задачи, месяц) Обсуждение составленных конспектов |
Семинар-практикум |
Все группы |
Картотека экскурсий для всех возрастных групп |
Занятие в музее |
Послеэкскурсионная работа |
Круглый стол |
Старшие группы |
|
Расширение зоны ближайшего окружения |
Экскурсии Целевые прогулки Анализ |
Практикум |
Возрастные группы |
Открытый показ |
февраль |
||||
Уголок экспериментирования
|
Тема проектной деятельности. Алгоритм исследования |
Круглый стол |
Старшие, подготовительные |
Проект |
Темы недели
|
Цель. Предварительная работа к занятию Практический материал |
Круглый стол |
2мл., средние, стар., подг. |
|
Занятие в музее |
Послеэкскурсионная работа |
Круглый стол |
Старшие группы |
|
Всемирный день водно-болотных угодий |
Перечень вопросов |
Круглый стол |
Подгот. Гр. |
|
март |
||||
Уголок экспериментирования
|
Тема проектной деятельности. Алгоритм исследования |
Круглый стол |
Старшие, подготовительные |
Проект |
Темы недели
|
Цель. Предварительная работа к занятию Практический материал |
Круглый стол |
2мл., средние, стар., подг. |
|
Занятие в музее |
Послеэкскурсионная работа |
Круглый стол |
Старшие группы |
|
Проект «Цветущий сад» |
План мероприятий Виды цветников Виды фиксаций наблюдений. Перечень посадок по возрастам |
Консультация |
Все группы |
Участие в городском конкурсе |
Всемирный день воды |
Обсуждение сценария. |
Круглый стол |
Подгот. Гр. |
|
Проект «Зеленый дом» |
Заслушивание плана мероприятий |
Круглый стол
|
Все группы |
|
«Комнатные растения – спутники нашей жизни» |
Виды растений, названия, происхождение, условия. Труд детей в уголке природы
|
Практикум |
Молодые специалисты |
Анкетирование |
апрель |
||||
Уголок экспериментирования
|
Тема проектной деятельности. Алгоритм исследования |
Круглый стол |
Старшие, подготовительные |
Проект |
Темы недели
|
Цель. Предварительная работа к занятию Практический материал |
Круглый стол |
2мл., средние, стар., подг. |
|
Занятие в музее |
Послеэкскурсионная работа |
Круглый стол |
Старшие группы |
|
Всемирный день Земли
|
Обсуждение сценария. Конкурсы |
Круглый стол |
Средние, стар., подг. |
|
День птиц |
Обсуждение сценария. |
Круглый стол |
Средние группы |
|
май |
|
|||
Уголок экспериментирования
|
Тема проектной деятельности. Алгоритм исследования |
Круглый стол |
Старшие, подготовительные |
Проект |
Темы недели
|
Цель. Предварительная работа к занятию Практический материал |
Круглый стол |
2мл., средние, стар., подг. |
|
Занятие в музее |
Послеэкскурсионная работа |
Круглый стол |
Старшие группы |
Игра «Кто в лесу живет?» |
Система контроля результатов обучения, воспитания, развития. |
Анализ диагностического обследования |
Круглый стол |
2мл., средние, стар., подг. |
Аналитическая справка |
Подготовка экологического зонирования в группах к началу учебного года |
Практический материал по оформлению и содержанию календаря природы Требования к уголку природы и экспериментирования |
Практикум |
Все группы |
Экологическая зона в группах |
Проект «Война – экологическое бедствие» |
План мероприятий |
Круглый стол |
Подготовительные группы |
Выставка в музее |
Труд дошкольников на огороде и в цветнике |
Разработка ЗУН по возрастам |
Практикум |
Все группы |
|
июнь |
||||
Праздник «День деревьев»
|
Посадка деревьев, кустарников |
Акция |
Молодые специалисты |
Озеленение территории детского сада |
Растения на участке дошкольного учреждения
|
Виды и названия растений, методические рекомендации по использованию в повседневной работе и на занятиях |
Полевая практика |
Все группы |
Коллекция гербариев: «Лекарственные растения» «Деревья» «Кустарники» |
июль |
||||
Трудовая деятельность в природе
|
Учебные и воспитательные задачи, объем знаний, практические умения Показ и анализ занятия |
Практикум |
По согласованию |
Открытый показ
|
август |
||||
Создание условий, способствующих развитию интересов потребности к общению с природой |
Формирование развивающей эколого-предметной среды (Дополнения, уточнения) |
Индивидуальное консультирование |
Все группы |
Экологическая зона в группах |
Подведение итогов реализации проекта «Цветущий сад» |
План реализации проекта – защита проекта |
Практикум |
Все группы |
Презентация участка |
Семинар-практикум "Содержание труда и методика руководства им
в разных возрастных группах"
План
Семинар-практикум «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
1 часть - Методическая игра «Дерево знаний»
Цель. Повышение результативности педагогического труда по развитию экспериментальной деятельности дошкольников
Материал и оборудование: мольберт, проектор, дерево, листья, карточки: структура исследования, для аукциона «купюры».
2 часть - Аукцион наглядных пособий и оборудования для экспериментальной деятельности.
Цель. Пропаганда и распространение опыта работы педагогического коллектива по развитию экспериментальной деятельности дошкольника.
Приложение к семинару - слайдовая презентация «Высказывания ученых по теме», «фотографии детей- опытно-экспериментальная деятельность детей в лаборатории», задания к игре.
Консультация «Методика организации и проведения экскурсий»
Содержание
1. Виды экскурсий
2. Место проведения
3. Организация экскурсий
4. Методические приемы
5. Литература
2 младшая |
средняя |
старшая |
подготовительная |
Целевая прогулка – кратковременны; решается небольшой объем задач; проводятся по участку с выходом за его пределы. |
|||
|
Экскурсия - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. |
||
Количество экскурсий в год |
|||
4-5
|
6-7 |
||
Время продолжительности экскурсии |
|||
20 минут |
25-30 минут
|
||
Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) |
|||
15-20 минут 30 минут |
30-35 минут 40-50 минут |
||
|
|