Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа  "Маленький принц Земли"

Авторская программа кружковой работы

эколого-краеведческой направленности

для детей ОВЗ 4-7 лет  

/сокращенный вариант/

В  программе предлагается система  эколого-краеведческой работы с детьми ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста, посещающими кружок «Натуралист», разработанная воспитателем-экологом СП "Золотой ключик"  г. Стрежевой.

Представленный опыт педагогической деятельности соответствует принципу интеграции образовательных областей и включает подробный тематический план, эффективные формы  и методы самостоятельной и совместной деятельности детей с педагогом, технологические карты для развития способностей, интересов, личностных качеств и гармоничного отношения к природе.

Предложено вниманию диагностический блок, сценарии мероприятий, наличие материалов учета деятельности кружка, картотечный материал.

Адресована воспитателям-экологам ДОУ, педагогам дополнительного образования, материалы программы могут быть использованы при реализации образовательной области -  «Познавательное развитие»,  воспитателями дошкольных учреждений ..

 

Актуализация программы

 

И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего природного наследия.

Сберечь эту удивительную природу – вот шанс выжить будущим поколениям.

Принц Филипп, почетный президент Всемирного фонда дикой природы

 

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей,  базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в ее сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть и выходец. Такое взаимодействие, можно с уверенностью сказать, осуществимо. Но его основа, фундамент, исток – развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

Основной показатель экологической культуры – это, прежде всего, поступки человека, образ, правила, стиль жизни. Когда человек имеет разумные потребности, бережлив к природным ресурсам, он, без усилий над собой, занимается озеленением, соблюдает правила поведения в природе и т. д.  «Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает ее своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться» [7]

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития на примере природы родного края.

Проблемы регионализации образования и реализации регионального компонента обусловлены разными обстоятельствами, в числе которых нередко называют недостаточную учебно-методическую обеспеченность, отсутствие специальной подготовки у педагогов, разрыв Психолого-педагогической науки и педагогической практики. Естественно, что их разрешение возможно, если: постоянно повышать уровень профессионализма, создать учебно-методическое обеспечение, поддерживать тесную связь коллективов образовательных учреждений с наукой.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”, и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы. Многие сейчас твердят, что у нас “плохая экология”, не подозревая даже, что экология – это наука о состоянии окружающей среды – не бывает “плохой” или “хорошей”. А вот состояние окружающего мира не может не вызывать тревоги и опасения. Но ведь обычный мальчишка или девчонка не могут проконтролировать процесс размещения радиоактивных отходов или прекратить “вредное” производство. На мой взгляд, экологическое воспитание следует начинать не в космических масштабах, а … прямо здесь, возле нашего дома. Потому что, только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мироздания в целом.

На решение таких мелких, но зато насущных экологических задач, направлена работа по реализации   программы “Маленький принц Земли” эколого-краеведческой направленности.

В этой связи данная  программа весьма актуальна, поскольку детям не читают мораль о том, что природу нужно любить, оберегать и охранять, там не играют в экологию, а дают совершенно конкретные навыки: как отличить сорняк от культурного растения, как оценивать загрязнения, как учитывать птиц – и это лишь небольшая часть. Все это кажется сложным, а на практике оказывается по силам каждому.

 

Цель.

Формирование экологической культуры личности дошкольника.

Задачи:

Обучающие:

Обогащение представлений о природно-экологическом своеобразии родного края.

Развивающие:

Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.

Воспитательные:

Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия. 

 

Отличительная особенность программы «Маленький принц сибирской Земли» в том, что впервые воспитание экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом эколого-краеведческого календаря и внедрены «натуралистический» подход и полевые экскурсии.Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность  спланирована на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. 

 

   Разделы программы

Разделы «Секреты неживой природы» и «Флора и фауна»

Для того чтобы направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы необходим банк знаний об экологии. Цель разделов – способствовать развитию познавательных интересов дошкольников к углубленному изучению основ экологии и обретение опыта использования знаний в практической деятельности. Экология оперируется с огромными массивами информации,  охватывающие самые различные области знаний. Поэтому в этих разделах дети черпают знания из  наук: биология, зоология,  почвоведение, география, астрономия, анатомия и физиология человека.

Раздел «Экологические мероприятия»

Особенность праздников в том, что они часто носят итоговый характер, завершают практичес­кую работу. Подготовка и проведение праздников позво­ляют влиять на все стороны личности ребенка: рацио­нальную (информированность, эрудиция, познаватель­ные интересы), эмоциональную (восприимчивость к миру природы, эмоциональное положительное отношение к ее объектам, чувства восхищения и удивления, со­чувствия) и практически-действенную (желание и готов­ность участвовать в природоохранной деятельности, умение правильно вести себя на лоне природы). Акции, «операции», трудовой десант,  позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде.

 

Средняя группа

Задачи:

 

·         развитие навыков наблюдения: ставить цель, использовать сенсорные и интеллектуальные способы, планировать ход наблюдения, делать выводы;

·         воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

·         активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации;

·         обогащение имеющихся знаний о природе родного края;

·         вызвать желание участвовать в посильной экологически ориентированной деятельности;

·         воспитание любви и бережного отношения к природе родного края;

 

·         способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и значении: воды, почвы, света и тепла.

 

Старшая группа

Задачи:

 

·               развитие умения определять возможные методы решения экологических проблем с помощью взрослого;

·               расширение кругозора детей о природе;

·               развитие понимания существующих взаимосвязей в природе и место человека в нем;

·               совершенствовать уровень накопленных знаний и умений в различных видах совместной деятельности (проектной, игровой и т.д.);

·               воспитание у ребенка понятия «нельзя», как добровольно принятого ограничения, распространяющегося на окружающую среду, не вошедшие в образ угроз;

·               развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;

·               подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира;

·               формирование привычки к здоровому образу жизни;

·      воспитание экологической ответственности ребенка: понимание своих действий и своей роли в конкретных экологических и жизненных ситуациях.

 

 

 

Подготовительная к школе группа

Задачи:

·              развивать умение классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, среде обитания и т.д.);

·              развитие навыков самостоятельного поиска экологических знаний;

·              повышение уровня информированности дошкольников о природе;

·              воспитание позиции исследователя родного края;

·              формирование деятельностной экологической активности, т.е. не разрушительного, а созидательного, направленного на охрану окружающей среды экологического поведения;

·              формирование представления о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений родного края;

·         обогащение представлений о природно-экологическом своеобразии родного края: об особенности ландшафта, многообразии животного и растительного мира;

·              воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой;

·              формировать представления о многообразной ценности природы: оздоровительной, познавательной, эстетической и практической;

·         воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;

·         формировать чувство любви к  неброской суровой природе родного края.

Технологические карты с картотечным материалом

Старшая группа

Тема.  Природа – кладезь здоровья человека

Цель. Обобщить знания детей о лесе.

Задачи.  Расширить представления детей о том, что деревья в лесу размножаются не только с помощью семян, деревья сажают  люди и о значении леса для человека. Закрепить названия лекарственных трав. Продолжить учить ориентироваться в лесу по компасу и по местным природным признакам. Воспитывать любовь к родному краю, повторить «Правила друзей природы» Формирование потребности в двигательной активности.

Оборудование, материал:  Компас, корзинки, пластмассовая бутылка.

Место проведения.   Городская экологическая тропа

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Технология

Взаимодействие

Результат

Приветствие

Стихотворение С. Погореловского «Лес»

Определение  лекарственных трав по запаху.

Зебзеева В. Эколого-психологический тренинг. Дошкольное воспитание №7,1999г. С.84

Родители

Совместная экскурсия

 

Консультация

«Лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку»

 

Объявление

Акция «Посади дерево»

Оформлен гербарий.

Заготовлен корм для зимней подкормки птиц.

Уметь ориентироваться в лесу.

Иметь представление о значимости посадки деревьев для  человека и животного мира.

 

Праздник 3-е воскресенье сентября - День работников леса  

Игры «Салки в лесу», «Лесные ориентиры»

Сбор трав, ягод, шишек для подкормки птиц и  гербария.

Правила «Друзей природы»

Прежде чем пойти в лес, подумай, как выйти. Ориентиры в лесу.

Взятие воды для исследований в реке Пасол

Индивидуально-дифференцированный подход   

Как работать с компасом. Как определить стороны горизонта по компасу.

Распознавание  растений нашего края по определителю.

А. Плешаков

Мир вокруг нас 1 класс с.131

Итог. Ребята, давайте вместе пообещаем деревьям заботиться о них и быть им друзьями. Читает воспитатель, дети дополняют.

Как мы можем отметить праздник в детском саду? (Посадить деревья) 

           

 

Картотечный материал

 

Правила «Друзей природы»

1.Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.

2. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.

3. Часть растений нужно обязательно оставлять природе.

Лекарственные   растения        ценнейшее природное богатство, к которому нужно от­носиться бережно. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.). Поэтому дети могут заготавливать те растения, ко­торые многочисленны (птичья гречишка, пастушья сумка, тысячелистник и др.). Но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой. Разумеется, сбор лекарственных растений должен проводиться под руковод­ством учителя, а еще лучше — медицинского работника или работника аптеки. Совершен­но недопустимо, чтобы заготовка лекарствен­ного сырья превращалась в проводимое «для галочки» массированное истребление местной флоры. Ясно, что одно такое «мероприятие» может свести на нет долгие усилия педаго­гов по экологическому воспитанию школь­ников, не говоря уже об уроне, который по­несет природа.

4. Ходи в лесу только по тропинкам!

 

Прежде чем в лес  войти, подумай  как из него выйти.

Собирая в лес в незнакомое место, хорошо иметь план этого места и компас. Но если нет под рукой ни того, ни другого, вам помогут природные и другие ориентиры.

Солнце Летом солнце находится: в 7часов – на востоке, в 10 – на юге-востоке, в 13 часов – на юге, в 16 – юге-западе, в 19 – на западе, в 22 – на северо-западе.

Стволы деревьев  С северной стороны они обычно покрыты мхом и лишайником; кроме того, от застоя влаги на стволе с северной стороны образуется темная полоса. На южной стороне сосны всегда больше смолы. Муравейники всегда расположены к югу от ствола дерева; к тому же южная сторона муравейника отлогая, северная – значительно круче.

Часы Их кладут на ладонь так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол, образованный часовой стрелкой и цифрой 1 на циферблате, делят пополам. Линия, делящий угол, показывает направление «юг-север».

Квартальные столбы Они вкопаны на пересечении просек. Нумерация кварталов идет с севера на юг, поэтому ребро на столбе между меньшими цифрами показывает на север.

По местным природным признакам

Местные природные признаки не всегда бывают надежными. Чтобы правильно определить направления, нужно одновременно использовать несколько признаков.

У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной.

У березы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.

Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.

Снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к югу.

Муравейники возле дерева всегда сооружаются с южной стороны его ствола.

Снег у дереваподтаивает с южной стороны.

На южном склоне оврага встречается земляника, а на северном склоне ее нет.

 

Игра «Лесные ориентиры»

Перед началом игры участникам объясняют правила и способы ориентироваться на местности:

-   цветы подсолнечника и череды, как правило, поворачиваются за солнцем и никогда — на север;

-   на отдельно растущих деревьях листва гуще с южной стороны, с северной стороны кора деревьев грубее и на стволе больше мха;

-   на пнях слой ежегодных приростков мха с северной стороны тоньше и плотнее, чем с южной, а валуны обрастают мхом с севера;

-   муравейники почти всегда расположены у деревьев с юго-западной стороны;

-   пауки натягивают паутину обычно с севера на юг.

Условия игры заключаются в следующем: участники делятся на пары, каждой паре необходимо всеми возможными способами оп­ределить стороны горизонта (по деревьям, солнцу, пням, муравей­никам и т.д.). Кто правильно и быстрее выполнит задание, того и объявляют знатоком леса.

 

Игра «Салки в лесу»

Игра проводится на поляне. Ведущий выбирается по жребию. По сигналу все разбегаются в разные стороны от водящего, который ста­рается догнать и осалить (коснуться рукой) кого-нибудь из них. Спа­саясь от погони, убегающий подбегает к любому дереву и прика­сается к нему. В этот момент его салить нельзя. Если же водящий хочет продолжить преследование этого игрока, то ему надо громко сосчитать до пяти, отступая каждый раз от дерева на шаг. Прежде, чем счет закончится, стоящий у дерева отбегает, и погоня продол­жается. Водящего сменяет тот, кого он осалит.

 

Обещаем вам, деревья,

Тонких веток  НЕ ЛОМАТЬ!

Обещаем вам, деревья

Нежных листиков НЕ РВАТЬ!

Обещаем вам, деревья,

Кору вашу НЕ СДИРАТЬ!

Острым ножиков блестящим

Свежих ран НЕ КОВЫРЯТЬ!

Обещаем вам, деревья,

Птиц певучих НЕ ПУГАТЬ!

Обещаем вам, деревья,

Лейкой землю ПОЛИВАТЬ!

Обещаем вам, деревья,

Землю твердую РЫХЛИТЬ!

Ствол могучий или тонкий

Вам весною ПОБЕЛИТЬ!

Обещаем вам, деревья,

Стать к вам чуточку ДОБРЕЕ!

Обещаем вам, деревья,

Стать вам ближе и РОДНЕЕ!

Чтобы жить нам

Вместе с вами

Настоящими ДРУЗЬЯМИ!

 

3-е воскресенье сентября - День работников леса  

 

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя, так радостно и жадно,

Дыханье влажных трав и аромат сосны...

В. Рождественский

День леса имеет более чем вековую историю. В СССР в свое время он был одним из популярных и массовых экологических праздников. Впервые обычай устраивать «праздники древонасаждения» возник в США. Одним из первых оpганизатоpов считают Д.Стеpлинг Моpтона, администpатоpа штата Hебpаска, впоследствии занимавшего пост министра земледелия. Рассказывают, что он перенял и развил этот обычай от племени ацтеков, высаживающих деревья в день рождения своих детей. В Россию идея посадки лесов при помощи школьников проникла в последнее десятилетие XIX века. Активистом ее пропаганды стал лесовод М.К.Туpский. В 1894 году Управление народных училищ Юго-Западного края издало циpкуляp «О посадке деревьев учениками народных школ на принадлежащей училищам земле». Официально в России первый праздник древонасаждения был проведен в Харькове. Цель праздника состояла во «внушении подрастающему поколению любви к пpиpоде, к древонасаждению и вселении в нем сознания важности охранения общественных и частных садов и парков».

В еловом лесу работай,

 в сосновом – Богу молись,

 а в кедровом – отдыхай.

Народная мудрость

 

Объявление для родителей

Дорогие мамы и папы!

3-е воскресенье сентября - День работников леса

  Праздник, который помогает воспитывать  любовь к пpиpоде, к древонасаждению и вселении в нем сознания важности охранения общественных и частных садов и парков.

Мы мечтаем, чтобы в этот день каждый ребенок в детском саду посадил деревце или кустик, чтобы наши уголки сада, леса, зеленели благодаря вашему личному участию.

Акция «Посади дерево» пройдет «__»____ в 11.00. Просим Вас принести любые саженцы для личной посадки вашим ребенком на участке детского сада.

Пусть ваш малыш почувствует себя Маленьким принцем, ответственным за свою планету.

 

Стихотворение «Лес»

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь?  Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – МЫ СВОИ!

                                 С. Погореловского


Средняя группа

Тема.  Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

Цель. Способствовать развитию у детей эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к внешне непривлекательным животным.

Задачи.   Формировать представления  об особенностях  жизни пауков осенью. Помочь осознать детям,  что в природе все взаимосвязано. Уметь адекватно оценивать результат экологического поведения. Закрепить части тела при рисовании экологического знака. Воспитывать у детей симпатию к этим животным,  желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.

Оборудование, материал:  коробка, лупы, иллюстрации.

 

Место проведения.   Экологический класс, экологическая тропа в ДОУ  («Экологический светофор»),   экологическая тропа на территории д/с.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Технология

Литература

Взаимодействие

Результат

Это интересно «Как пауки плетут свою паутину?»

Наблюдение «Все ли пауки одинаковы?»

- Количество и строение конечностей

- Как пауки преодолевают препятствия

- Как ест паук

«Детский сад со всех сторон» №34, 07г.

А.И. Иванова «Мир животных» с.54

Учебное пособие

А. Плешаков

1 класс

Родители

Прочитать рассказ Лидина А. «Пожалейте паука»

(по желанию)

 

ИЗО

Нарисовать знак

«Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков»

Пополнение книги «Экологический светофор»

 

Понимание значимости пауков в природе.

«Дом для паука»

Правила  при наблюдениях

Чтение вслух текста о красоте паутины и пауков.

Работа по экологическому светофору

Проверка правильности народных примет

Индивидуально-дифференцированный подход   

Подготовка рассказа о пауке с демонстрацией иллюстраций и рисунков

 

Итог.  Игра «Дополни фразу»  «Мне нравятся пауки, так как…», «Мне не нравятся пауки, так как…»

           

 

Картотечный материал

 

Примета.«Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме»

 

Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

Пауки — традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки яв­ляются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробно­стей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество ко­маров, мух, тлей и  других насекомых, при­носящих ущерб человеку и его хозяйству.

 

Пальчиковая игра «Паучок»

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

 

Это интересно «Как пауки плетут свою паутину?

Большинство людей считает, что пауки использу­ют шёлк, только, чтобы плести паутину. На самом деле редко какое животное использует шёлк столь разно­сторонне, как паук, который делает из него дома, пле­тёт линии жизни, «водолазные колокола», «аэропла­ны», лассо, эластичные ловушки и общеизвестную паутину.

Пауки не являются насекомыми, а принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых, у них восемь ног, в большинстве случаев восемь глаз, от­сутствуют крылья и тело разделено на две части.

Пауки водятся практически в любом климате. Они могут бегать по земле, забираться на деревья и даже жить в воде.

Шёлк паук вырабатывает при помощи желёз, рас­положенных в животе. На конце желудка расположе­ны вращающиеся органы, внутри них есть множество отверстий, через которые пропускается шёлк. Наружу он выходит жидким, но при контакте с воздухом мгно­венно затвердевает.

Паук вырабатывает разные виды шёлка: липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться на­секомые, прочный и не липкий шёлк для ступенек па­утины и особый шёлк для кокона.

Даже паутины, сплетаемые пауками, бывают со­вершенно разной формы. Наиболее распространён­ная — круглая паутина, но бывают и квадратные пау­тины, плоские и в форме воронки или купола. Бывают паутины с крышками, чтобы добыча не ускользнула от них, некоторые пауки строят дом в виде колокола, целиком расположенного под водой.

 

Опыт «Дом для паука»

Материал:

- коробка из-под молока;

- прозрачный поли­этилен;

- клейкая лента;

- корм (мухи, хлебные крошки, капельки воды для питья);

- паук.

Ход.Вырежи окошко в мо­лочной коробке. Заклей его полиэтиленом с помощью клейкой ленты. Помести в коробку паука и корм. Понаблюдай, как паук плетет паутину. Не забудь выпустить паука после наблюдений!

 

Это интересно «Как ест паучок?»

Переваривание еды у пауков происходит вне тела. Паук приближается к пленнику, попавшему в его сети, и флегматично прислоняется к нему, будто целует. Этот поцелуй ужасен. Паук не грызет и не пережевывает добычу зубами, а высасывает ее. Под действием слюны ткань тела пленного быстро растворяется и превращается в жидкую массу. Прислонившись к жертве, паук высасывает внутренности и оставляет от добычи только шкурку.

 

Это интересно «Сколько глаз у паука?»

Зрение у пауков очень плохое, хотя у них целых 8 глаз. Для того, чтобы сплести «сетку», пауку не нужно на неё смотреть. Едва родившись, каждый паук знает, как нужно ее ткать. Паук словно плел бы свою паутину, даже если бы вообще не имел глаз.


Подготовительная группа

Тема. Вербное воскресенье.

Цель. Продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл. Расширить кругозор детей о вербе. Воспитывать у детей интерес к культурно-историческому прошлому. Учить детей видеть красоту деревьев. Усилить эмоциональное восприятия природы через музыку.

Оборудование, материал: две ветки разных деревьев, две банки с водой, диск, листы бумаги.

Место проведения: экологический класс, тропа на территории ДОУ

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Технологии

Литература

Взаимодействие

Результат

Загадка

Описание почек. Посмотреть, понюхать, потрогать, полюбоваться.

Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко – Волгоград: Учитель, 2008. -138с.

А. Плешаков Учебное пособие 1 класс

 

Музыкальный руководитель

Прослушивание песни «Вербочки» в исполнении К. Орбакайте

Называть изменения происходящие ранней весной у вербы

Иметь представление о празднике

Узнавать вербу по почкам.

Проводить длительные наблюдения, не теряя интерес.

Бережно относиться к деревьям.

Устанавливать причинные связи.

Из истории праздника. Приметы

Почему верба не боится возвратных заморозков?

Проверка приметы. Наблюдение за водой.

 

Рассказ «Ивовый пир»

Это интересно  «Где растет самое низкое дерево?»

Человек учится у природы.

Проблемная ситуация «Телеграмма из леса»

Операция «Сломанная веточка»

Индивидуально-дифференцированный подход   

-Работа с гербарием: найти листья вербы.

-Эксперимент

Как вы думаете, дадут ли корешки ветки вербы в воде? Если дадут, что можно сделать с веткой?

Поставить ветки вербы в воду для посадки дерева на участке.

Вакуленко Ю.А.Воспитание любви  к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия  и игры / Волгоград: Учитель. 2008. -157с.

Итог. Мы сегодня узнали много интересного о вербе (иве). Об этом знают не все взрослые. О чем расскажите  родителям? Вы так быстро нашли листья вербы, я рада, что вы не забыли ее летний наряд. По дороге домой посчитайте, сколько ив (верб) встретится  на вашем пути.

           


Картотечный материал

 

Приметы:
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.


Из истории праздника
Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!

Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: “Не я бью, верба бьёт”, “Хвора в лес, а здоровье в кости”, “Как вербочка растёт, так и ты расти”, “Верба-хлёст, бей до слез, будь здоров!”.

Наблюдение за водой.

Еще издавна крестьяне подметили, что вода, в которой стоит верба, долго сохранялась свежей. И мы с вами понаблюдаем: долго ли наша вода останется свежей.  А для сравнения поставим в воду ветку другого дерева.

 

Человек учится у природы.

Посмотрите на иву, почему не все листья опали осенью? Как они выглядят? Возьмите лист бумаги обеими руками за края. Что произошло? Положите на ладошку и подуйте на него. Что теперь произошло? А теперь сверните бумагу трубочкой. Туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? То-то же! Вот почему ветер бессилен против такого листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист и задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку.

Мы с вами говорили, что природа – это источник Чего? (Красоты, воздуха, пищи, воды, укрепления здоровья, материалов) И еще можно сказать, что природа – это источник познания. Природа нам подсказывает делать открытия, будит творческую мысль человека.

 

Это интересно «Где растет самое низкое дерево?»

Высота его всего… 5 сантиметров, и растет это удивительное деревце в Гренландии, на участках, свободных ото льда. А название его удивительно знакомое – ива. Да-да, несмотря на свои лилипутские «размеры», растение, сумевшее приспособиться к нешуточным гренландским морозам, состоит, как утверждают ботаники, в прямом родстве с российской плакучей ивой, облюбовавшей для себя берега рек и ручьев нашей средней полосы. Вот какие разные родственники встречаются в растительном мире.

 

Проблемная ситуация «Телеграмма из леса» (по В. Бианки)

-Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? – Все равно сломают. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха.

Какой ответ вы пошлете на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь деревьям и какую?

 

Знаете ли вы, что…

Семена вербы утрачивают всхожесть через несколько дней после созревания.

 

Загадка

Как это скучно-

Сто лет без движенья

В воду глядеть

На свое отраженье.

Свесила ветви с обрыва

Тихая, грустная… (ива).


Средняя группа

Тема.  Чудо ягода - брусничка*

 

Цель.  Познакомить с представителем флоры болота – брусника.

Задачи.  Способствовать развитию деятельности наблюдения и интерес к  познанию загадок мира природы. Познакомиьть с лечебными свойствами брусники.  Привитие любви к родному краю, через увеличение объема краеведческих знаний.

 

Оборудование, материал: лупы, ягода, графин, стаканы, пестик, кипяченая вода; слайдовая презентация, гербарий; картинки животных для моделирования «Пищевые цепочки».

 

Место проведения.  Экологический  класс

 

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Технология

Литература

Взаимодействие

Результат

 

Легенда

Описание: вкус, цвет, форма.

Слайдовая презентация

 

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. –М.: Просвещение, 1991. С.44

 

Родители

Выкопать в лесу кустики брусники для посадки на участке детского сада.

Знать о лечебных свойствах, о сезонных изменениях

 

Уметь готовить морс.

 

 

 

Стихотворение «Брусничка»,

 

Беседа: где растет, полезные свойства; сезонные изменения; внешний вид; когда собирать; кто питается в лесу; примета:  когда собирать ягоду.

 

Моделирование «Пищевые цепочки»

 

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

 

Правила сбора ягод

 

Приготовление морса

 

Индивидуально-дифференцированный подход  Игры «Найди бруснику», «Собери картинку»

 

 

Итог.  Отгадайте загадку. Как вы догадались что это брусника?  Почему говорят:  «Лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку?» Что произойдет с животными, если в лесу не будет брусники? Если вы пойдете за брусникой с родителями, какое правило надо соблюдать при сборе ягод?

 

           

 

 

Картотечный материал

Легенда «Брусника»

Жил-был черт. Решил он сотворить черное дело, нашел в лесу укромный уголок и принялся колдовать. Вначале появилось маленькое деревце с блестящими листьями. Затем его веточки черт украсил яркими красными ягодами. Красиво получилось! Но не красоты хотелось черту. Он замыслил злое дело и добавил в ягоды яд. Узнали об этом добрые силы, нашли опасный кустик и на каждой ягодке нарисовали маленький крестик. И произошло чудо! Перестали ягоды быть ядовитыми, наоборот, стали полезными, и не только для лесных жителей – зверей и птиц, но и для человека. Присмотритесь, и вы увидите на каждой ягодке брусники маленький крестик.

Стихотворения

Брусничка

Что за ягода

Брусничка!

Красный шарик

И ресничка!

И на кустике

В тайге,

И у Тани

В пироге!

      Алексей Краснов

Зеленые ушки

Из кочки на снежной опушке
Торчат любопытные ушки.
Не мышки и не лисички —
Зеленые листья бруснички.

Укрыла я снегом кочку,

Не видно теперь ни листочка.
Брусничка, спи под подушкой,
А то отморозишь ушко.

                                     В.Линькова

Загадки

У нее особый вкус,

Я никак не разберусь.

То ли кислый, то ли нет –

Не могу найти ответ.

Листики зеленый летом и зимой,

Дай ответ, пожалуйста,

На вопрос на мой.

Что же это? Объясни-ка.

Это ягода … (брусника)

Румяная ягодка

По народной примете отправляться за этой ягодой можно тогда, когда появятся в зеленых березовых кудрях первые желтые пряди. А растет она в хвойных и смешанных лесах, на болотах. Зацветает кустарничек в конце весны – начале лета. Тогда среди плотной зелени ее листьев появляются белые или бледно-розовые цветки, внешне похожие на цветки ландыша.

В августе – сентябре кустик становится особенно нарядным, потому что созреют яркие ягоды.

Листья у брусники загнуты вниз по краям и на них много мелких черных точек. Мелкие черные точки на брусничных листьях – это крошечные ямки, в которых есть особые клетки. Они «ловят» дождевую воду, попадающую на лист. Помогают корням добывать воду.

Поздней осенью или ранней весной удивит иногда путешественника кустик брусники ярко-красными листьями. Издали за цветки или ягоды принять можно. Листья у брусники несколько раз зимуют под снегом, а перед тем, как опасть, и приобретают такую окраску.


Download
Программа Маленький принц сибирской Земл
Adobe Acrobat Document 5.6 MB

Гостевая книга

 

Уважаемые гости!

Я очень рада, что Вы посетили мой сайт. Очень надеюсь, что сайт «Маленькая родина Стрежевой» будет полезным источником информации для Вас! Чтобы сайт не казался застывшим, был интересным и разнообразным,  прошу заполнить гостевую книгу для  дальнейшего улучшения.

1.     Помогают ли статьи и другие материалы в практической работе?

2.     Какие разделы сайта нравятся (не нравятся), почему?

3.     Какие разделы, статьи,  особый интерес вызывают?

4.     Каких хотелось бы, чтобы было больше статей?

5.     Что вы можете сказать о названии статей: достаточно выразительны, стандартны, скучны.

6.     Ваше мнение о художественном оформлении и полиграфическом исполнении сайта.

Благодарю Вас за сотрудничество!

 

Comments: 18
  • #18

    Александра Сергеевна (Tuesday, 14 February 2023 10:38)

    Добрый день Ольга Владимировна! Очень любопытный и полезный сайт. Обращает на себя внимание его грамотное оформление, все понятно и доступно. Материалы сайта грамотно подобраны, организованы и могут быть использованы. Интересно смотреть опыт работы Ольги Владимировны, наглядно, классно!!! Сразу видно, что педагога отличает истинная и неподдельная любовь к своей профессии. Хочу пожелать дальнейшего профессионального роста и творческих побед!

  • #17

    Парфенова Светлана (Monday, 06 February 2023 09:19)

    Здравствуйте Ольга Владимировна. хочу сказать, сайт замечательный и, что очень важно, содержательный. Большое количество информации, которая вызовет интерес и у взрослых, и у детей. Опыт работы, представленный на сайте, привлекает внимание методическим содержанием, наглядностью, творчеством. Приятно, что все идеи педагог воплощает в работе с детьми. И ещё понравилась простая в управлении навигация, любой посетитель сайта с лёгкостью найдет всю необходимую информацию, новости и т.д. Удачи и творческого вдохновения в работе!

  • #16

    Ольга Анатольевна (Sunday, 05 February 2023 13:45)

    Ольга Владимировна, Здравствуйте! Познакомилась с Вашим сайтом. Очень заинтересовали тематические подборки: экологические игры, опыты, история родного края, где я нашла много полезной и нужной для себя информации. Увидела Ваши разработки НОД, сценарии эколого- краеведческих мероприятий, познакомилась с реализуемыми Вами программами, проектами. Вы умело и грамотно применяете инновационные формы работы с родителями детей. Спасибо за сайт. Многое буду использовать в своей работе.

  • #15

    Учитель-ллгопед Черненко Кристина Андреевна. (Wednesday, 01 February 2023 16:47)

    Ольга Владимировна опытный педагог и проффессионал своего дела. Вся её проффесиональная деятельность насыщена педагогическими событиями: экскурсии, совместные проекты с детьми, празники, всемирные дни, ярмарки, акции, конкурсы. Сколько неутомимой энергии таится в этом педагоге! Как дети активно, с любопытством, с огромным желанием учавствуют во всем, что придумывает для них Ольга Владимировна. Это огромное счастье работать вместе, наблюдать, получать опыт у такого большого проффессионала, как Саморокова Ольга Владимировна!

  • #14

    Светлана Евгеньевна (Wednesday, 01 February 2023 16:36)

    Ольга Владимировна, очень много информации можно почерпнуть на страницах вашего сайта. Ваши картотеки с опытами очень понравились, буду применять в своей работе. Спасибо вам за ваш материал. �

  • #13

    Сабитова Мария (Wednesday, 01 February 2023 14:14)

    Спасибо ВАМ за вашу работу. Материал, представленный вами-это кладезь интересных идей и находок! Желаю вам вдохновения и процветания!

  • #12

    Елена Викторовна. (Tuesday, 27 December 2022 15:00)

    Ольга Владимировна. Побывав на ваших страничках сайта, узнала очень много интересного и познавательного. Статьи написаны интересно и увлекательно. Сайт оформлен эстетично и красиво, ни чего лишнего. Понравилась информация про мини-музей. Очень интересные и познавательные выставки. Желаю вам удачи в развитии вашего сайта.

  • #11

    Мария Бирюкова (Tuesday, 27 December 2022 07:30)

    Ольга Владимировна, после ваших опытов и экспериментов дети приходят домой с кучей эмоций!!! Всегда взахлеб про них рассказывают, а когда и я побывала на вашей родительской мастерской поняла почему им так интересно! Спасибо за то что с интересом и азартом учите наших детей!!

  • #10

    Ольга (Monday, 26 December 2022 18:07)

    Ольга Владимировна, сколько много разнообразно информации можно почерпнуть на страницах вашего сайта. С интересом слежу за новостями! �

  • #9

    Надежда (Monday, 26 December 2022 17:42)

    Ольга Владимировна, Ваш сайт настоящая находка.
    Я являюсь не только родителем, но и воспитателем и нашла много интересного для своей работы.

  • #8

    Мария Олеговна (Tuesday, 18 June 2019 08:27)

    Ольга Владимировна! Ваш мини-музей достоин восхищения! Очень интересные, продуманные до мелочей выставки! Думаю дети с удовольствием его посещают! Не останавливайтесь на достигнутом. Желаю вам успехов!
    И хотелось бы, чтоб было больше фотографий ваших экспозиций!

  • #7

    Юлия Александровна (Sunday, 12 May 2019 10:04)

    Ольга Владимировна, на вашем сайте много интересной информации, понятное меню и красивое оформление! Всегда с интересом посещаю Ваш сайт и нахожу для себя и детей много нового о природе нашего края. Успехов и удачи Вам в работе!

  • #6

    Людмила (Monday, 04 February 2019 06:17)

    Ольга Владимировна! На вашем сайте, очень много полезной, разнообразной информации , которая вызовет интерес и у взрослых, и у детей. Спасибо вам за то, что вы делитесь своим опытом! Успехов вам в работе.

  • #5

    Антонида (Tuesday, 29 January 2019 05:40)

    Ольга Владимировна, огромное спасибо за Ваш сайт. Очень много информации. У меня к Вам есть просьба. Вы можете прислать сканированные листы Атласа Томской области? До сих пор не нашла ничего лучше этого атласа, свой уже старенький, а найти новый нигде не могу. Если можете, пришлите пожалуйста.

  • #4

    Светлана Евгеньевна (Monday, 07 January 2019 08:08)

    Ольга Владимировна, большое спасибо за сайт, на котором я нашла очень много нужной и полезной информации! На вашем сайте можно найти информацию не только для взрослых, но и для детей. Удачи Вам, и творческих успехов.

  • #3

    Юлия Фёдоровна (Tuesday, 28 April 2015 09:20)

    Ольга Владимировна!
    На Вашем сайте много материала по краеведению для детей и родителей!

  • #2

    Жаркова Елена Александровна (Tuesday, 28 April 2015 08:30)

    Уважаемая Ольга Владимировна. На вашем сайте выложена очень полезная информация о памятниках нашего родного города, которая очень пригодилась нам для выполнения домашнего задания моей дочери. Спасибо вам огромное

  • #1

    Анастасия Владимировна (Sunday, 26 April 2015 19:24)

    Очень хороший сайт. Простое меню, в содержании разделов сайта я нашла для себя и моего ребенка много интересного. Спасибо вам за это.

Спасибо, Анастасия Владимировна. Надеюсь что, Вы сможете и в дальнейшем, пользоваться информацией с моего сайта.

Светлана Евгеньевна! Спасибо за отзыв.