Download
Авторская программа «Умные игры – умные дети» направлена на работу с одаренными детьми 6-7 лет в рамках кружковой деятельности
Программа Саморокова О.В..pdf
Adobe Acrobat Document 8.1 MB

«Развитие познавательных способностей

у одаренных детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности»

/Авторская программа «Умные игры – умные дети»

направлена на работу с одаренными детьми

старшего дошкольного возраста

 

в рамках кружковой деятельности/

/Сокращенный вариант/

Программа «Умные игры – умные дети» реализуется через дополнительное образование – кружковую деятельность, направлена на сопровождение детей,  обладающих природными способностями и признаками одаренностью,  обогащение  познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисково-исследовательской деятельности. В содержании представлены формы организации образовательного  процесса, программно-методический комплекс,  планируемые результаты освоения программы и инструментарий для организации мониторинга.

Практический материал, изложенный в приложении, позволят в полной мере реализовать программу на практике, обеспечивая педагога и родителя необходимой информацией.

 

Программа адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, дополнительного образования.

Пояснительная записка

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.

«… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей», - эти слова Я.А.Коменского, основателя педагогической науки, актуальны и сейчас.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Именно  таких людей имел в виду психолог В. Штерн, формулируя  определение одарённости: «Умственная одаренность есть общая способность  сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни».

С теоретическими разработками, касающимися проблемы одарённости (содержания этого понятия, процесс воспитания одарённых детей, формирование учителя-мастера), знакомят: 

   Психологи Н.С. Лейтес, И.В. Дубровина, Э. Пелтонен, В. Панов, М. Якова  привлекают внимание к необходимости формирования определённых личностных особенностей и создания специальных сред общения, обеспечивающих психическое здоровье детей с раннего возраста и способствующих реализации  творческих возможностей.

Опираясь на труды С.Л. Рубенштейна и Б. М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия: «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности каждого ребенка», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей (либообщих, либо специальных) значительно отличается от среднего.

   Проблеме поиска, диагностики, отбора, поддержки и защиты одарённых детей посвящены работы В.В. Альминдерова, В.Н. Дружинина, Л.Н. Перминова, А.В. Савенкова, В.Д. Шадрикова, А.А.Лосевой.

   Анализ работ показал, что сложный, системный характер феномена одарённости, а так же разнообразие его проявлений у детей и взрослых привели к возникновению очень отличающихся друг от друга психологических теорий одарённости. За основу понимания указанного феномена взяты определения, сформулированные в «Рабочей концепции одарённости», разработанной А.М.Матюшкиным  в 1998 году:

   Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одарённые дети отличаются способностью быстро схватывать смысл понятий, принципов, сосредотачиваться на интересующих их материалах, подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения; необычной познавательной активностью. По­этому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в позна­нии окружающей действительности, раскрытию его неповто­римой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.

Данная цель обозначена в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»,  в постановлении Администрации Томской области "О Комплексе мер по модернизации общего образования Томской области в 2013 году и на период до 2020 года",  заложена в основу Федерального государственного образовательного стандарта, утверждает принципы, одними из которых являются:

·  формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

·  полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний и предоставляет систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений:

·  расширение кругозора об окружающем мире;

·  развитие инструментария получения знаний (овладение приемам исследовательской деятельности).

Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов дошкольников - продуктивные формы мышления.  Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. На рис. 1 представлены основные виды мышления.

 

Наглядно – действенное и наглядно - образное  формы мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного возраста.

Наглядно-образное — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в  образовательном процессе. Одним из эффективных методов работы является проектно-исследовательская деятельность.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится принцип индивидуализации, где основными задачами является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды.

С одной стороны ФГОС предполагает необходимость создания благоприятных условий для развития у детей способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, с другой отсутствие системы работы по индивидуальному сопровождению развития ребёнка с признаками одарённости.

Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебных программ дополнительного образования. Система дополнительного экологического образования детей,  представляет большие  возможности поддержки детей с признаками одаренности.

Высокий уровень информационно-технического оснащения ДУ в сочетании высокой профессиональной компетентностью, увлеченностью своим делом, владеющим  современными информационными технологиями педагог,  позволило разработать программу «Умные игры – умные дети».

 

Программа “Умные игры – умные дети” – интеллектуальной направленности, опирается на идеи  образовательной программы ДОУ, «Методику проведения учебных исследований в детском саду»  А.И.Савенкова.

Цель. Сопровождение детей с признаками одаренностью, обеспечение нарастания инициативной преобразующей активности дошкольника, амплификация  познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисково-исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.

Задачи.

Образовательные

1.   Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.   Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

3.   Формирование опыта публичного выступления, культуры речи.

4.   Формирование  основы культуры мышления, развитие умений и навыков исследовательского поведения.

5.   Формирование ключевых компетенций у дошкольников как основы получения качественного образования при дальнейшем обучении.

Развивающие

1.   Развитие научно-исследовательской самостоятельности на основе метода проектов. 

2.   Развитие познавательной активности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

3.   Развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического, дивергентного мышления.

Воспитательные

1.   Воспитание целеустремленности и настойчивости, творческой личности.

2.   Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуры умственного труда. 

 

Условия реализации программы «Умные игры – умные дети»

 

Создание необходимых условий  способствующих саморазвитию, индивидуального своеобразия  возможностей одаренных детей, с учетом их потребностей в субъективном развитии.

Нормативно-правовое

1. Закон «Об образовании в Томской области» от 12.08.2013г №149-03.

2. Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России” на 2007 - 2010 годы, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

3. Проект Федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденный Советом

Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам от 28.08.2013г.

4. Постановлением от  15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПиН  2.4.1. 3049 – 13

5. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (Утв. Президентом РФ 03.04.2012г.№ Пр-827, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).

6. Постановление Администрации Томской области от 18.03.2013 N 94а "О Комплексе мер по модернизации общего образования Томской области в 2013 году и на период до 2020 года"

7. Создание локальных актов  регулирующих кружковую деятельность (приказ заведующего ДОУ, протокол педагогического совета, заключение договора с родителями и т.д.).

Информационные ресурсы

1.Использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта по теме проекта.

2.Выпуск фотоотчетов.

3.Сопровождение странички «Одаренные дети» на персональном  сайте автора программы. (Для родителей - практические  рекомендации, оперативно-информационный материал с целью  вовлечения  в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития способностей своего ребенка и  обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности).

Кадровые

1. Участники образовательного процесса (воспитатели, родители, дети подготовительных групп)

2. Привлечение узких специалистов ДОУ: педагога-психолога, воспитателя по ИЗО, музыкального руководителя, учителя-логопеда.

Мотивационные

Развитие у детей  основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности, через взаимодействие ДОУ с другими учреждениями  города:

§  МБУК  «МСК»  историко-краеведческий музей

§  Музей истории ОАО «Томскнефть» ВНК

§  МОУ ДОД ЦЭВД

§  МБУК «МСК» Библиотечно-информационная система

§  Преемственность в работе ДОУ со школами, дошкольными учреждениями города.

Которые предполагают  реестр услуг:  положения о конкурсах, научно-практических конференциях для детей; проведение экскурсий, совместных праздников; реализацию совместных проектов.

Материально-технические

Организация предметно-развивающей среды с учетом потребностей детей  в субъектном развитии.

1.    Экологическая среда в ДОУ: экологический класс; мини-музей «Наследие»; экологическая тропа «Маленькие шаги по большой Земле» (в здании ДОУ «Необычное в обычном», на территории ДОУ «Дорога длиною в ДОУ», вне территории ДОУ «Прогулки по северным тропам»).

2.     Фонд методического обеспечения: учебно-методический комплект, экологическая и краеведческая литература, методические разработки мероприятий, материалы для диагностики результатов работы с детьми, медиатека (тематические презентации, видеофильмы), дидактический материал (материал, подлежащий исследованию: камни, ткань, песок, глина, спилы деревьев, гербарий, резина и т. д.), фонд наглядно - иллюстрированных материалов(иллюстрации, карты, атласы).

3.    Материальное обеспечение при реализации программы: оборудование для труда в природе: садово-огородный инвентарь, инвентарь для комнатных растений; лабораторное оборудование; мультимедийное оснащение: цифровой микроскоп, ноутбук, проектор, моноблок, программное обеспечение.

Финансовые

Собственный вклад, поощрение за участие в конкурсах и использование бюджетных средств ДОУ (для материального обеспечения печатной продукции, содержание сайта, приобретения новинок методической литературы по  инновационной деятельности, лабораторного материала и оборудования, участия в конкурсах, реализации проектов).

 

Мониторинг оценки результативности  программы «Умные игры – умные дети»

 

Механизм оценки полученных результатов

Цель:

§  оценка продвижения детей по пути освоения программы "Умные игры – умные дети»;

§  определение наличного уровня развития исследовательской активности дошкольников;

§  определение наличного уровня активного кругозора.

 

Диагностические методики

Цикличность

1

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. -64 с.

Мониторинг осуществляется воспитателем 3 раза в год и имеют качественную оценку.

2

Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 592с.

3

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой.-М.: АРКТИ, 2003.С.53

 

Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности. По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. За единицу измерения взята самостоятельность, потому что самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.

Как правило, низкий уровень предполагает невыполнение задания даже с помощью взрослого. На среднем уровне ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого. На высоком уровне выполняет задание самостоятельно.

Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

Результаты заносятся в диагностические карты./Приложение/ 

Исследовательский проект

 

«Яркими красками листья сверкают»

Введение

Каждый год у нас в детском саду проходит осенняя ярмарка. В этом году был объявлен новый конкурс «Гербарий». Мы решили поучаствовать. Собирали осенние яркие, красивые, разноцветные листья.  

Гипотезы

1.  В листьях деревьев есть разная краска, которая окрашивают листья в зеленые, красные, желтые и оранжевые цвета.

2.  Осенью не хватает тепла и света, поэтому меняется окраска листьев.

Цель. Узнать, почему листья именно осенью меняют окраску.

Задачи:

1.  Посмотреть, у каких деревьев листья меняют цвет с приходом осени.

2.  Проверить, какое красящее вещество есть внутри листьев.

3.  Найти причины, почему цвет листьев меняется у некоторых деревьев, а других не меняется.

4.  Узнать, может ли искусственное освещение сохранить листьям зеленую окраску.

Методика и результаты

Чтобы узнать у каких деревьев меняется цвет листьев с приходом осени мы прошли по экологической тропе, результаты отметили в таблице и собрали листья для исследования.

В результате наблюдения мы заметили, что деревья меняют раскраску своих листьев, только листья сирени, остаются зелеными осенью. Во время экскурсии мы заметили, что  на  участке у берез зеленые листья, на другой стороне детского сада - желтые.

Почему с приходом осени листья на деревьях меняют цвет, мы узнали из интернета.

Зелёный лист имеет такой цвет из-за присутствия пигмента, известного как хлорофилл. Летом он содержится в большом количестве, он затмевает цвета других пигментов, которые  содержаться в листе:

- ксантофилл  (желтый);

- каротин (оранжевый цвет);

- антоцианы, которые ответственны за красные цвета в листьях.

Осенью зеленый хлорофилл разрушается,  каротин, антоциан, ксантофилл сохраняются и листья становятся разноцветными.   Это зависит от того, какое красящее вещество  находится в вянущем листе.

Нам очень интересно увидеть вещества, которые находятся в листьях деревьев растущих на нашем участке и чтобы убедиться в достоверности полученной информации. Мы провели опыт.

1.  Ножницами мелко разрезали образцы листьев в разные стаканы.

2.  Налили в каждый стакан небольшое количество спирта, чтобы прикрывал нарезанную листву.

3.  Немного подавили листву ложкой, чтобы процесс выделения жидкости из листочков ускорить.

4.  В полученную смесь каждого стакана опустили заготовленные полоски бумаги.

5.  На следующий день достали сухие полоски из стаканов.

6.  Рассмотрели полоски, на которых остались впитанные вещества,

В листьях сирени, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет. Во всех остальных листьях тоже присутствует хлорофилл (зеленый пигмент), но его уже совсем мало. Есть листья в которых присутствует три краски или две краски, но у каждого дерева свои краски. Листья осенью окрашиваются в тот цвет, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Нам стало интересно, почему же если все пигменты живут вместе, летом на деревьях листья только зелёные, а с наступлением осени они становятся жёлтыми, оранжевыми и даже красными, но не на всех деревьях? Мы сравнили сезонные изменения происходящие летом и осенью.

Листья на деревьях летом зеленого цвета. Летом тепло, день очень длинный, и растения получают много солнечного света.

Но вот наступила осень, дни в это время года стали короче, солнце светит меньше, похолодало, листья сменили окраску

Получается, что хлорофилл очень любит свет и тепло, поэтому листья летом зеленые. Осенью прохладно и света мало, зелёное вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют.

Мы проверили может ли нехватка света влиять на окраску листьев.

1.  Взяли кусочек фольги, обернули ей лист комнатного цветка - бересклета.

2.  Через две недели  сняли фольгу и увидели изменения, лист стал желтым. Опыт доказал нам, что нехватка света влияет на окраску листьев.

Когда мы собирали листья, увидели, что на одной стороне детского сада листья на березах  зеленые, а с другой стороны – только желтые, ведь условия днем одинаковые, значит условия вечером, когда мы уходим домой -  меняются. У нас в саду есть видеокамера, попросили Ляйсан Рафаиловну показать запись.

Береза с зелеными листьями вечером получает свет от окон дома стоящего рядом с деревом, а береза с желтыми листьями вечером стоит в темноте.

Нам стало интересно, если для образования хлорофилла в листьях нужно много тепла и света, нельзя ли, создав такие условия, сохранить дерево зелёным круглый год?

Найти ответ на этот вопрос на помог рассказ К.Г. Паустовского «Подарок».

В нём описан интересный эксперимент. Маленькую берёзку посадили в ящик и занесли в дом. Она долго оставалась зелёной, даже когда за окном все деревья уже пожелтели. Но, когда с деревьев попадали листья, на этой берёзке сразу пожелтели все листья и быстро опали.

Значит, домашнее тепло не сохранило её зелёный наряд. У всех деревьев есть «внутренние часы» по которым они  живут: весной распускаются почки, потом листья растут, а осенью постепенно меняют окраску и опадают. Всему своё время. И эти «внутренние часы» – закон природы.

Вывод.

Благодаря исследованию мы узнали:

- в листьях деревьев присутствуют пигменты: хлорофилл (зеленый) и в разных долях другие – ксантофилл (желтый), каротин (оранжевый), антоциан (красный)

- на смену цвета листьев влияют свет и тепло;

- листья сирени не меняют цвет, потому что в них содержится один пигмент – хлорофилл;

- искусственное освещение помогает хлорофиллу вырабатываться, поэтому листья остались на березе зелеными.

Наши гипотезы - подтвердились.

Список литературы

1.  Багрова Л. А., Хинн О. Г. Я познаю мир. Растения. // Энциклопедия для детей. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». – 1997 г.

2.  Володин В. А. Экология. // Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта». – 2003 г.

3.  Георгий Граубин "Почему желтеют листья?" Издательство «Малыш», Москва, С.5

Ресурсы  сети Интернет:

1.                 Ирис Ревю Сказка «Осень, хоровод и дружба» Режим доступа: http://detskiychas.ru (Дата просмотра – 21.09.2019)

2.  Цвета осенних листьев — Википедия Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (Дата просмотра – 21.09.2019)

 

 

Проект

«Не ходите по газонам!»

Актуальность

Современные газоны выполняют различные функции. В условиях ухудшения окружающей среды, они способны взять на себя роль естественных и биологических фильтров. Зелёные лужайки являются, своего рода, живыми лёгкими природы, они очищают воздух от вредных газов, пыли и тяжёлых металлов, подавляют шумы, создают идеальные условия для отдыха и занятий спортом. Плотная многолетняя мягкая зелень травы это экологичное покрытие, прекрасное лекарство от стрессов и нервных перегрузок, благотворно действующее на психику и самочувствие. Газон придаёт строениям законченность и гармонию, дополнительное очарование, комфортность проживания и становится связующим звеном вашего жилья с природой.  

Многие автовладельцы ставят свои машины на газонах, заезживая их за зиму до такой степени, что газоны превращаются в мертвую, утрамбованную площадку. Существуют Постановление главы Администрации, правила  автоинспекции, которые защищают наше право на зеленую зону и предусматривают административную ответственность для таких нарушителей.   На зеленом ковре в нашем городе можно увидеть кучу строительного мусора. В каждом  дворе, возле любого детского учреждения есть тропинки, протоптанные пешеходами вопреки разметкам озеленительных служб,  в результате беспорядочного движения пешеходов трава оказалась вытоптана  в несколько квадратных метров В нашем детском саду есть такие тропинки. Сколько же, в таком случае, кислорода оказалось «вытоптанным» на территории нашего детского сада? 

 

Детская цель проекта – озеленить вытоптанную дорожку на территории детского сада.

 

Download
Не ходите по газонам.rar
compressed file archive 9.9 MB

Анимашки ЛинииАнимашки ЛинииАнимашки Линии

Проект

"Почему в яблоке не прорастают семена?"

Актуальность

В мире много интересного и загадочного, и всему можно дать объяснения.С наступлением весеннего тепла  появились наши сибирские первоцветы – мать-и-мачеха, на вербе – желтые барашки. На кухне у лука и картошки появились ростки, только  у яблок  семена не проросли. Разрезаем яблоко – в середине плода  пять гнезд, напоминающие звездочку с тонкими лучами. В гнездах  лежат  семена коричневого цвета, в комнате тепло – вопрос – почему эти семена не проросли? Может семенам яблок нужны все условия для появления ростков: вода, свет, воздух? Для того, чтобы выяснить в чём здесь секрет, мы прочитали статьи в интернете, обратились к медицинской сестре и провели научные эксперименты все зарисовали и сфотографировали.

Расскажем все сейчас -

Слушайте же наш рассказ.

Гипотеза: мы предполагаем, что семенам для роста нужны все условия: свет, вода, воздух.

Цель.  Провести небольшие  собственные научные исследования яблок и выяснить, почему в яблоке не прорастают семена.

Задачи.

1.        Выяснить строение яблока и обосновать увиденное, исследованное.

2.        Выявить наличие условий необходимых для роста и развития семян яблока.

3.        Выявить качества и свойства плода.

4.        Расширить  кругозор о методах исследования яблок с привлечением естественнонаучных и историко-литературных знаний для социокультурного и общенаучного понимания.

5.        Вызвать желание применять полученные знания на практике - вырастить яблоню.

Download
Проект Почему в яблоках не прорастают се
compressed file archive 9.5 MB

Анимашки ЛинииАнимашки ЛинииАнимашки Линии

Проект

"Секрет сосновой шишки"

Актуальность

В последнее время очень часто ходят разговоры про влажность воздуха в квартире, норма которой в пределах от30% до 60 %. Возможно это рекламный трюк продавцов увлажнителей воздуха. Однако этот показатель действительно влияет на самочувствие. Лично я задумалась об этом после просмотра передачи доктора Комаровского о детском иммунитете.

Однако удержать ее на этих показателях не так-то просто. Зимой – воздух иссушается за счет централизованного отопления, летом зачастую влажность повышена. Как измерить влажность воздуха в квартире и привести ее к норме?

Для начала выясним, чем же избыточная или недостаточная влажность вредны для человека. Для чего, собственно приводить ее к норме. От уровня влажности напрямую зависит наше самочувствие. Чрезмерно сухой воздух иссушает наши слизистые оболочки (глаз, дыхательных путей, носоглотки) и может привести к понижению иммунитета, утомляемости, ухудшению состояния кожи. Да и просто к дискомфорту. Избыточная же влажность вполне способна стать причиной таких заболеваний как астма, аллергия, ринит.

Особенно чувствительны к перепадам влажности детки. Именно поэтому к уровню влажности в детской комнате нужно отнестись наиболее тщательно.

Да и само помещение «страдает» от недостатка или переизбытка влаги в воздухе. Так, при сухом воздухе очень быстро утрачивают свой внешний вид паркет, мебель и др. деревянные поверхности. Могут появиться трещины, предметы «ссыхаются».

Чрезмерная влажность еще более губительна для вашей квартиры, ведь она может стать причиной появления грибка, плесени на стенах и особенно в углах, где движение воздуха минимально. Быстро портятся под воздействием влаги и пищевые продукты.

Ну кто не слышал, что погоду предугадывают довольно простые физические приборы - барометры?! Просты-то просты, да редкие в наших домах. Кроме того, попривыкли все надеяться на сводки погоды в интернете и телевидению. А как узнать о погоде в конкретном месте, там, где вы сейчас, - на даче, в деревне, походе, в детском саду?

Сельские жители или опытные туристы могут по самым разным приметам предсказать погоду на несколько часов вперёд. Как? Прогноз таится в поведении ласточек, ворон, лягушек. Даже пиявок, дождевых червей... Прогнозистами выступают и цветы, деревья, их листва... Издревле на Руси умельцы брали в подсказчики лесные барометры. Ёлку, например. Окажутся для нас полезными и сосновые шишки. Под дождем чешуйки сосновой шишки плотнее прижимаются друг к другу, а в сухую погоду, наоборот, раскрываются, отчего шишка становится ершистой.

Это ее свойство и можно использовать и сделать простейший прибор, предсказывающий погоду на несколько часов вперед.

Гуляя по лесу, дети собрали сосновые шишки, в группе сделали из шишек ежиков. На следующий день, каково было удивление, когда увидели, что ежики стали ершистыми.  Так в ненавязчивой форме удалось провести эксперимент по изменению влажности воздуха в помещении, на улице.  

Детская цель проекта – раскрыть тайны сосновой шишки.

Цель проекта – познакомить с прибором - гигрометр.

Задачи.

  • Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды.
  • Заинтересовать детей  измерять влажность воздуха.
  • Формировать потребность у дошкольников к здоровому образу жизни.
  • Развивать творческие способности детей, наблюдательность.
Download
Проект Секрет сосновой шишки.rar
compressed file archive 9.4 MB

Исследовательский проект "Снегоешки"

Наступила зима. В городе выпал снег. Мы рады первому снегу: он такой белый, холодный, красивый, привлекает блескоми вызывает аппетит,  ну просто наше любимое мороженое!Правда, он похож на мороженое? Вспомните, с каким удовольствием вы все в детстве «пробовали на зуб» снежок. Во время снегопада нам так и хочется попробовать его поймать в рот. Что мы и делаем. Один раз мы набрали из сугроба снег, чтобы полить комнатные растения, когда снег растаял, мы увидели, что белый и чистый снег, который так был похож на мороженое, превратился в талую грязную воду. Но мы думаем, что свежевыпавший снег чистый. И вообще, откуда в только что выпавшем снеге может попасть грязь? Нам стало интересно, Ольга Владимировна предложила нам, снегоешкам, побыть учеными гляциологами и проверить чистоту свежевыпавшего снега.

Гипотеза.Мы думаем, что свежевыпавший снег чистый.

Цель.Проверить, чистоту свежевыпавшего снега.

Задачи

1.                     Определить участки для исследования снега.

2.                     Собрать снег для исследования.

3.                     Сравнить свойства и качества талой воды с питьевой водой опытным путём.

4.                     Сделать выводы по результатам исследования.

5.                     Найти причины, если результаты опытов будут нам непонятны.

6.                     Нарисовать плакат «Снегоешкам!» и разместить на щите экологической тропы на территории нашего детского сада.

Для исследования было взято 2 пробы свежевыпавшего снега на точках экологической тропы в нашем детском саду, который не прикасался к лежащему на земле снегу:

·  точка «Цветник» - с разноса, лежащий на сугробе – образец № 1,

·  точка «Метеоплощадка» - из дождемера– образец № 2.

Для сравнения чистоты снега набрали воду из-под крана – образец №3.

Изучив различные источники информации, мы выделили следующие свойства снега, которые проверить можно в нашей лаборатории: внешний вид (цвет), прозрачность, запах, наличие осадков.

Принесли снег в помещение, на всех пробах сделали этикетки, когда снег в емкостях растаял, провели  опыты.

Все результаты опытов мы зарисовали в таблице «Сравнительный анализ чистоты снега», сравнили с питьевой водой и увидели: снег чистый - белого цвета, талая вода не имеет запаха, мутная, в ней много разного мусора. И точно, стало видно, что снег на разносе, конечно грязный.  Но и в дождемере снег тоже не идеален. Сделали вывод: свежевыпавший снег - накопитель загрязняющих веществ, есть ни тот, ни тот не рекомендуется, хотя на вид он чистый, белый.

А откуда же в свежевыпавшем снеге грязь, мусор? Судя по тому, что вокруг сугроба нет преград, можно сказать, что мусор, грязь, пыль принес ветер, который оставляют машины, собаки, кошки, птицы, белка, родители приносят грязь на подошвах из магазина, ломаются и падают с деревьев ветки. Но почему в дождемере, где снег,не долетая до земли, и защищен от бокового ветра - грязный?

С помощью моделирования и опыта «Путешествие снежинки» мы разобрались, как и где снежинка становится грязной, когда приземлится и где она может оказаться.

Наша гипотеза, основанная на предположении, что свежевыпавший снег – чистый, не подтвердилась - снег грязный, значит, есть его опасно для здоровья! 

 

На экологической тропе для снегоешек из других групп мы повесили плакат «Снег не еда – не ешь его никогда!» 

Гостевая книга

 

Уважаемые гости!

Я очень рада, что Вы посетили мой сайт. Очень надеюсь, что сайт «Маленькая родина Стрежевой» будет полезным источником информации для Вас! Чтобы сайт не казался застывшим, был интересным и разнообразным,  прошу заполнить гостевую книгу для  дальнейшего улучшения.

1.     Помогают ли статьи и другие материалы в практической работе?

2.     Какие разделы сайта нравятся (не нравятся), почему?

3.     Какие разделы, статьи,  особый интерес вызывают?

4.     Каких хотелось бы, чтобы было больше статей?

5.     Что вы можете сказать о названии статей: достаточно выразительны, стандартны, скучны.

6.     Ваше мнение о художественном оформлении и полиграфическом исполнении сайта.

Благодарю Вас за сотрудничество!

 

Comments: 18
  • #18

    Александра Сергеевна (Tuesday, 14 February 2023 10:38)

    Добрый день Ольга Владимировна! Очень любопытный и полезный сайт. Обращает на себя внимание его грамотное оформление, все понятно и доступно. Материалы сайта грамотно подобраны, организованы и могут быть использованы. Интересно смотреть опыт работы Ольги Владимировны, наглядно, классно!!! Сразу видно, что педагога отличает истинная и неподдельная любовь к своей профессии. Хочу пожелать дальнейшего профессионального роста и творческих побед!

  • #17

    Парфенова Светлана (Monday, 06 February 2023 09:19)

    Здравствуйте Ольга Владимировна. хочу сказать, сайт замечательный и, что очень важно, содержательный. Большое количество информации, которая вызовет интерес и у взрослых, и у детей. Опыт работы, представленный на сайте, привлекает внимание методическим содержанием, наглядностью, творчеством. Приятно, что все идеи педагог воплощает в работе с детьми. И ещё понравилась простая в управлении навигация, любой посетитель сайта с лёгкостью найдет всю необходимую информацию, новости и т.д. Удачи и творческого вдохновения в работе!

  • #16

    Ольга Анатольевна (Sunday, 05 February 2023 13:45)

    Ольга Владимировна, Здравствуйте! Познакомилась с Вашим сайтом. Очень заинтересовали тематические подборки: экологические игры, опыты, история родного края, где я нашла много полезной и нужной для себя информации. Увидела Ваши разработки НОД, сценарии эколого- краеведческих мероприятий, познакомилась с реализуемыми Вами программами, проектами. Вы умело и грамотно применяете инновационные формы работы с родителями детей. Спасибо за сайт. Многое буду использовать в своей работе.

  • #15

    Учитель-ллгопед Черненко Кристина Андреевна. (Wednesday, 01 February 2023 16:47)

    Ольга Владимировна опытный педагог и проффессионал своего дела. Вся её проффесиональная деятельность насыщена педагогическими событиями: экскурсии, совместные проекты с детьми, празники, всемирные дни, ярмарки, акции, конкурсы. Сколько неутомимой энергии таится в этом педагоге! Как дети активно, с любопытством, с огромным желанием учавствуют во всем, что придумывает для них Ольга Владимировна. Это огромное счастье работать вместе, наблюдать, получать опыт у такого большого проффессионала, как Саморокова Ольга Владимировна!

  • #14

    Светлана Евгеньевна (Wednesday, 01 February 2023 16:36)

    Ольга Владимировна, очень много информации можно почерпнуть на страницах вашего сайта. Ваши картотеки с опытами очень понравились, буду применять в своей работе. Спасибо вам за ваш материал. �

  • #13

    Сабитова Мария (Wednesday, 01 February 2023 14:14)

    Спасибо ВАМ за вашу работу. Материал, представленный вами-это кладезь интересных идей и находок! Желаю вам вдохновения и процветания!

  • #12

    Елена Викторовна. (Tuesday, 27 December 2022 15:00)

    Ольга Владимировна. Побывав на ваших страничках сайта, узнала очень много интересного и познавательного. Статьи написаны интересно и увлекательно. Сайт оформлен эстетично и красиво, ни чего лишнего. Понравилась информация про мини-музей. Очень интересные и познавательные выставки. Желаю вам удачи в развитии вашего сайта.

  • #11

    Мария Бирюкова (Tuesday, 27 December 2022 07:30)

    Ольга Владимировна, после ваших опытов и экспериментов дети приходят домой с кучей эмоций!!! Всегда взахлеб про них рассказывают, а когда и я побывала на вашей родительской мастерской поняла почему им так интересно! Спасибо за то что с интересом и азартом учите наших детей!!

  • #10

    Ольга (Monday, 26 December 2022 18:07)

    Ольга Владимировна, сколько много разнообразно информации можно почерпнуть на страницах вашего сайта. С интересом слежу за новостями! �

  • #9

    Надежда (Monday, 26 December 2022 17:42)

    Ольга Владимировна, Ваш сайт настоящая находка.
    Я являюсь не только родителем, но и воспитателем и нашла много интересного для своей работы.

  • #8

    Мария Олеговна (Tuesday, 18 June 2019 08:27)

    Ольга Владимировна! Ваш мини-музей достоин восхищения! Очень интересные, продуманные до мелочей выставки! Думаю дети с удовольствием его посещают! Не останавливайтесь на достигнутом. Желаю вам успехов!
    И хотелось бы, чтоб было больше фотографий ваших экспозиций!

  • #7

    Юлия Александровна (Sunday, 12 May 2019 10:04)

    Ольга Владимировна, на вашем сайте много интересной информации, понятное меню и красивое оформление! Всегда с интересом посещаю Ваш сайт и нахожу для себя и детей много нового о природе нашего края. Успехов и удачи Вам в работе!

  • #6

    Людмила (Monday, 04 February 2019 06:17)

    Ольга Владимировна! На вашем сайте, очень много полезной, разнообразной информации , которая вызовет интерес и у взрослых, и у детей. Спасибо вам за то, что вы делитесь своим опытом! Успехов вам в работе.

  • #5

    Антонида (Tuesday, 29 January 2019 05:40)

    Ольга Владимировна, огромное спасибо за Ваш сайт. Очень много информации. У меня к Вам есть просьба. Вы можете прислать сканированные листы Атласа Томской области? До сих пор не нашла ничего лучше этого атласа, свой уже старенький, а найти новый нигде не могу. Если можете, пришлите пожалуйста.

  • #4

    Светлана Евгеньевна (Monday, 07 January 2019 08:08)

    Ольга Владимировна, большое спасибо за сайт, на котором я нашла очень много нужной и полезной информации! На вашем сайте можно найти информацию не только для взрослых, но и для детей. Удачи Вам, и творческих успехов.

  • #3

    Юлия Фёдоровна (Tuesday, 28 April 2015 09:20)

    Ольга Владимировна!
    На Вашем сайте много материала по краеведению для детей и родителей!

  • #2

    Жаркова Елена Александровна (Tuesday, 28 April 2015 08:30)

    Уважаемая Ольга Владимировна. На вашем сайте выложена очень полезная информация о памятниках нашего родного города, которая очень пригодилась нам для выполнения домашнего задания моей дочери. Спасибо вам огромное

  • #1

    Анастасия Владимировна (Sunday, 26 April 2015 19:24)

    Очень хороший сайт. Простое меню, в содержании разделов сайта я нашла для себя и моего ребенка много интересного. Спасибо вам за это.

Спасибо, Анастасия Владимировна. Надеюсь что, Вы сможете и в дальнейшем, пользоваться информацией с моего сайта.

Светлана Евгеньевна! Спасибо за отзыв.