Пояснительная записка к конспекту образовательной деятельности
«Сеет дождик в сентябре, лужи на дорогах»
/Область «Познавательное развитие»/
Конспект образовательной деятельности по познавательное развитию для подгруппы (15 детей) подготовительной к школе группе. Дети социально адаптированы, соответствуют всем психологическим и возрастным нормам.
Конспект составлен на основе авторской программы «Экологическая тропа «Мы в любое время года ходим тропами природы» и основной образовательной программы ДОУ с учетом Федеральных государственных требованиях (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009г.), в соответствии с моделью комплексно-тематического планирования в ДОУ, по теме недели «Осень». Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
· Принцип психологической комфортности (в течение всей деятельности с детьми на тропе создана образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса).
· Принцип деятельности (задание на выполнение практической части для решения проблемной ситуации вводилось не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми).
· Принцип минимакса (обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим путем).
· Принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира).
· Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор деятельности).
· Принцип непрерывности (образовательная деятельность была построена на основе предыдущей деятельности и совместных действий воспитателя и детей).
Образовательная деятельность построена в проектном режиме.
Для достижения цели были использованы следующие методы и приемы: мотивационная игра, обследование объекта, вопросы проблемного характера, опытно-экспериментальная деятельность,схема-график для фиксации результатов, словесный инструктаж, подвижная игра.
Перед экскурсией была проведена предварительная работа:
1. Уточнили, что такое лужа? (Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой. Пролитая на поверхность жидкость.) Кто живёт, купается, пьёт воду из лужи? (Микробы, водомерки, жучки, головастики, лягушки, животные, птицы, дождевые червяки).
2. Что такое тротуар? Асфальт?
3. Повторили правила поведения на экологической тропе.
Для достижения цели был составлен совместно с детьми план маршрута по экологической тропе, состоящий из двух остановок: «Метеоплощадка» и «Во саду ли, в огороде». Мотивационная задача реализуется на стартовой остановке «Схема маршрута экологической тропы» – цель, которой, усилить интерес детей к занятию, создать внутреннюю мотивацию на деятельность, через применение: интригующей проблемной ситуации (письмо от Буратино). Путь маршрута для достижения цели намечается так же на стартовой площадке.
На остановке «Метеоплощадка» через опытно-экспериментальную, совместную деятельность находят ответ на вопрос Буратино «Почему появляются лужи». Дети участвуют в диалоге, высказывают свою гипотезу, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы, проводят опыт, делают вывод. При выявлении свойств песка и глины осуществляется и индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. С помощью дождемера маленькие метеорологи определяют количество осадков выпавших в виде дождя за день и ночь, результат фиксируют в дневнике наблюдений. В процессе данной деятельности идет закрепление математических умений измерять объем с помощью условной мерки.
На остановке «Огород» с помощью опыта и игры, решается задача не только обучающая, но и воспитывающая - воспитание у ребенка понятия «нельзя», как добровольно принятого ограничения, распространяющегося на окружающую среду, не вошедшие в образ угроз. Раскрыв роль дождевого червяка в природе, природоохранная деятельность детей исходит от самих детей.
После подведения итога проходит организация трудовой деятельности.
После проведения экскурсии педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится новая проблема.
Конечный результат на ребёнка:
• Проявляет любознательность, стремится глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания.
• Обогащен природоведческий словарь ребёнка (перегной, выползок).
• Умеет определять возможные методы решения экологических проблем с помощью взрослого.
• Совершает позитивные поступки в природе.