Эколого-краеведческий календарь
Международные праздники, бесспорно, имеют общемировое значение, поскольку их празднуют всем миром, вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений. Большинство этих праздников появились сравнительно недавно по инициативе таких организаций, как ООН и Юнеско. Но некоторые праздники возникли так давно, что даже историкам не удается определить, откуда точно пошла традиция их празднования. Международные праздники объединяли и объединяют людей, стирая границы культурных различий и даря массу положительных эмоций и хорошего настроения.
Виды праздников | Содержание |
Народные календарные
праздники («Осенняя ярмарка», «Вербное воскресенье», «Троица», «Капустные посиделки» и др.) |
Народные календарные праздники помогают ребенку почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Эти праздники дают представления о народных
верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни, они учат бережному и уважительному отношению к своим предкам, истории народа, природе, родному краю.
Каждый праздник народного календаря организуется в определенный день и знакомит с народными культурными традициями в соответствующей возрасту детей форме. В первую очередь поясняем, что народный праздник — это не день безделья, а сочетание труда и веселья. Участвуя в фольклорных праздниках, играх, ребята приобщаются к произведениям устного народного творчества. Раскрывая тему народного праздника, обращаем внимание детей на: · изменения в живой и неживой природе; · обрядовые действия; · их нравственную основу. Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа: — Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе. · Рассказы, беседы, чтение легенд, мифов на тему праздника. Например, празднику «Троица» сопутствует рассказ о березе, одном из самых любимых и почитаемых у славян дереве; знакомство с песнями и хороводами: «Березка, березка...», «Во поле береза стояла», русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова. · Подбор и разучивание народных игр, стихотворного материала по теме. Участие детей в приготовлении оборудования для игр. |
Экологические мероприятия (Деловая игра «День защиты окружающей среды», «Праздник цветов», досуг «Ребятам о зверятах», Акция «Берегиня», игра-викторина «Морские млекопитающие», «Синичкин день» и т. д.). |
Содержание этих праздников направлено на обогащение знаний детей о природе, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок рос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и смеяться от души. Особенность этой группы праздников в том, что они часто носят итоговый характер, завершают практическую работу. Подготовка и проведение праздников позволяют влиять на все стороны личности ребенка: рациональную (информированность, эрудиция, познавательные интересы), эмоциональную (восприимчивость к миру природы, эмоциональное положительное отношение к ее объектам, чувства восхищения и удивления, сочувствия) и практически-действенную (желание и готовность участвовать в природоохранной деятельности, умение правильно вести себя на лоне природы). |
Традиционные краеведческие мероприятия («День города», «Всемирный день водно-болотных угодий», «День Победы» и т. д.). |
Такие праздники призваны приучить детей к традициям и обычаям нашего города, вызвать эмоциональный отклик, развеселить, доставить радость, эстетическое наслаждение. Читаем стихи, поем хороводные песни, ставим веселые сценки, проводим занимательные народные игры, загадываем загадки. Содержание праздника отражает особенности региона, сезонность, страницы народного календаря, социально-значимые события. |
Семейные праздники («Праздник домашних питомцев») |
Такие мероприятия позволяют укрепить отношения МДОУ с семьей, сплотить детей и родителей, повысить экологическую культуру у родителей. Организуются семейные команды, которые будут участвовать в конкурсах. Все остальные объединяются в группы поддержки. В играх, танцах, чаепитии участвуют и гости, и хозяева. В конце праздника следует подведение итогов конкурсной программы, чествование победителей. Их должно быть много — в разных номинациях. На семейный праздник дети приносят рисунки, открытки, игрушки, домашних животных и организуется выставка. |
Неожиданные праздники («Праздник мыльных пузырей», «В гостях у солнышка», «Веселый ветерок») |
Дети поют песни, играют, читают стихи, отгадывают загадки, сочиняют сказки, импровизируют под музыку. Праздники дарят детям веселые игры и соревнования, шутки и смех. |
ДЕКАБРЬ |
10 декабря | Международный день прав животных |
11 декабря | Всемирный День гор |
22 декабря | Зимнее солнцестояние |
24 декабря 1988 года | Был создан Международный Социально-экологический союз (МСоЭС) |
29 декабря | Международный день биологического разнообразия |
ЯНВАРЬ |
1 января | Всемирный День мира |
11 января | День заповедников и национальных парков |
15 января | День зимующих птиц в России |
ФЕВРАЛЬ |
2 февраля | Всемирный день водно-болотных угодий |
2 февраля | День сурка |
11 февраля | Всемирный День гуманного образования |
19 февраля | Всемирный день защиты морских млекопитающих |
МАРТ |
14 марта | Международный день рек |
15 марта | Всемирный День действий против охоты на бельков |
21 марта | Весеннее Равноденствие |
21 марта | Всемирный день Земли |
22 марта | Международный День Балтийского моря |
22 марта | Всемирный день водных ресурсов |
23 марта | Всемирный День Климата (Метеорологический День) |
АПРЕЛЬ |
1 апреля | Международный день птиц |
4 апреля | Всемирный День крыс |
15 апреля | День экологических знаний |
19апреля | День подснежника |
19-26 апреля | Весенняя Неделя Добра |
22 апреля | День Земли |
24 апреля | Всемирный День защиты лабораторных животных |
4-я суббота апреля | День Биолога |
Последняя пятница апреля | Праздник древонасаждения (День Арбориста) |
МАЙ |
З мая | День солнца |
9 мая | День Победы |
12 мая | День экологического образования |
18 мая | Международный день музеев |
22 мая | Международный день биологического разнообразия |
25 мая | День Нерпенка |
ИЮНЬ |
5 июня | Всемирный день охраны окружающей среды |
8 июня | Всемирный день океанов |
15 июня | День создания юннатского движения |
17 июня | Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой |
22 июня | Летнее солнцестояние |
23 июня 1999 | День основания Российского музея леса |
ИЮЛЬ |
14 июля | День Рыбака |
23 июля | Всемирный день китов и дельфинов |
29 июля | Международный день тигра |
АВГУСТ |
2 августа | День оленя |
9 августа | Всемирный День коренных народов |
16 августа | Международный День бездомных животных |
27 августа | День Байкала |
СЕНТЯБРЬ |
7 сентября | День Города |
8 сентября | День журавля |
11 сентября 1961 | День образования Всемирного фонда дикой природы |
15 сентября | День рождения Гринпис |
16 сентября | Международный день защиты озонового слоя |
20 сентября | Международный День риса |
21 сентября | Международная ночь летучих мышей |
21 - 27 сентября |
Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора) |
23 сентября | Осеннее Равноденствие |
29 сентября | Всемирный день моря |
27 сентября | Международный день кроликов |
Четвертое воскресенье сентября |
День Амурского тигра и леопарда
|
Последняя неделя сентября | Всемирный День Моря |
ОКТЯБРЬ |
1 октября | Арина – журавлиный лет |
4 октября | Всемирный день защиты животных |
5 октября | День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы |
5 – 6 октября | Всемирные дни наблюдения птиц |
6 октября | Всемирный день охраны мест обитаний |
14 октября | День Российских заповедников |
31 октября | Международный день Черного моря |
НОЯБРЬ |
Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов | |
12 ноября | Синичкин день |
15 ноября | День вторичной переработки |
29 ноября | День образования Всемирного общества охраны природы |
30 ноября | Всемирный День домашних животных |
Ярмарка «В королевстве спелых плодов»
Пояснительная записка
С наступлением теплых весенних дней в нашем саду стартовал проект «От зернышка до зернышка».
Первым этапом было выбор овощной культуры для выращивания на опытно огородном участке.
На втором этапе прошел конкурс «Огород на окне». Далее все задумки группы реализовали в летний период.
Сбор урожая – самый радостный период, много удовольствия, радости и открытий принес он детям-огородникам.
На завершающим этапе прошла презентация групповых исследовательских проектов: группа «Вишенка» рассказала о реализованном проекте «Чудо тыква», «Клубничка» - «Ах, картошечка, картошка!», «Ручеек» - «Помидоры завязались, а краснеть отказались!», «Одуванчик»- «Как мы вырастили перцы», «Пчелка» - «Наблюдение за ростом огурцов».
Итоговым событием проекта «От зернышка до зернышка» стал праздник-ярмарка «В королевстве спелых плодов» Праздник Урожая – это всемирный праздник. Его празднуют во всех странах мира, посвящён плодородию и семейному благополучию. Празднуется он, когда завершены полевые и садовые работы: сбор овощей, ягод и фруктов. Собран урожай – значит, заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Чем богаче урожай, тем лучше будет жить людям.
Праздник-ярмарка «В королевстве спелых плодов» состоит из двух частей:
1 часть - Праздник «В королевстве спелых плодов»
Вместе с Королем овощей, Скоморохами, Осенью и Пугалом огородным дошкольники играют, поют, веселятся, соревнуются, закрепляя знания по теме «Урожай», в сфере биологии, огородничестве. В сценарии используется региональный компонент, который помогает формировать у дошкольников представления о сибирских плодах.
2 часть – Ярмарка-продажа.
Праздничное открытие торговли начинают весёлые скоморохи, они шуточно здороваются с покупателями и продавцами, привлекая детей и родителей проводят игры «Кто продает шишку и т.д., «Кто быстрее сгрызет морковку». Далее каждая группа зазывает, хвалит свой товар и начинается торговля. Родители оказали помощь: «Торговые ряды» пестреют изобилием выращенных овощей, столы красочно оформлены.
Сценарий написан для детей старшего дошкольного возраста. Может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям, быть итоговым мероприятием по проекту или тематической неделе.
Сценарии мероприятий
Телепередача «Окно в природу»
Описание материала. Сохранение водных ресурсов - это одна из наиболее актуальных проблем на сегодня. Предлагаю Вам опыт работы проведения праздника, посвященному Всемирному дню водных ресурсов проведенной в нетрадиционной форме - телепередача «Окно в природу». Ведущие-дети помогут напомнить, задуматься взрослым и детям о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и каждого из нас, через интересные, увлекательные, познавательные и игровые формы представления своего результата работы по исследовательскому проекту «Волшебница-вода». Данный опыт работы могут использовать в работе воспитатели-экологи, педагоги дополнительного образования и учителя начальной школы.
Цель. Привлечение детей, родителей к празднованию Всемирного дня водных ресурсов. Повышение экологической грамотности всех субъектов воспитательно-образовательного пространства, через организацию правильного взаимодействия с окружающей природой.
Задачи.
Образовательные. Привлечение всех субъектов воспитательно-образовательного пространства к экологически ориентированной деятельности. Уточнение знаний о свойствах, состояниях и функциях воды. Раскрыть значимость воды для человека, животного и растительного мира. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
Развивающие. Развитие практических умений по охране и восстановлению природной среды. Развитие коммуникативной компетентности у детей.
Воспитательные. Воспитание бережного рачительного отношения к водным ресурсам. Воспитание ответственности каждого за состояние окружающей среды, готовности к действиям по ее улучшению.
Игра-развлечение
«В лесу родилась елочка и пусть она растет»
Дети получают «письмо» от Деда Мороза, в котором он «просил ребят помочь ему сохранить елки в канун праздничных дней.
Чудесен русский лес в любое время года! Что только не увидишь! Красуется кудрявая берёзка с душистыми листочками, дрожит осина. А вот и ёлочки, которые выгибают колючие ветви: наше прекрасное, вечнозелёное дерево! Елочка является символом нового года. Только не нужно никогда забывать о том, что ёлочку нужно беречь. Эта красавица, как и всё живое, очень хочет жить. Только вот рука человека бывает безжалостна, и жизнь ёлочки может оборваться в один миг...
«В защиту ёлочки!» —
Наш светлый праздник,
Наш светлый день среди зимы!
Мы добрых правил не забудем,
И ёлочки рубить не будем,
Они живые, как и мы,
Они живые, как и мы!
Цель. Привлечь внимание к сохранению ели в период новогодних праздников.
Задачи.
-Развитие у детей дошкольного возраста и их родителей экологических представлений и знаний о ценности ели.
-Формирование умений разнообразной деятельности и становление экологически ориентированного взаимодействия с изучаемым объектом.
-Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с елью.
Предварительная работа.
-Команды готовят подарки друг другу. Команда «Шишка» - елку, «Елочка» - рождественский венок.
-Рисование листовок.
- Приготовить интересные сведения о ели.
- Изготовление эмблем.
- Расклеивание листовок «Берегите ель!» в близлежайшем микрорайоне