Полное наименование образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» структурное подразделение «Золотой ключик»
Сокращенное наименование: МБОУ «Детский сад городского округа Стрежевой» СП «Золотой ключик»
Год открытия ДОУ: 1984г.
Почтовый адрес: 636785, Томская область, г.Стрежевой, 3гг, д.25.
E-mail: zolotoy@strj.tomsk/su
Сайт ДОУ: http//kluchik.guostrj.ru
Тел/факс (382-59) 5-07-10, тел. (382-59) 5-07-09, 5-07-10
Заведующий ДОУ: Смирнова Ольга Валентиновна
Приоритетное направление: туристко-краеведческое.
Экспериментальная площадка по реализации областной программы непрерывного экологического образования.
Экспериментальная площадка по реализации областной программы непрерывного экологического образования.
Присвоенный
статус "Центр
экологического образования" МДОУ «ЦРР д/с №5 "Золотой ключик" - (Распоряжением ДОО ТО №808-р от 21.11.2016г. ДПР и ООС ТО № 368 от 5.12.2016г)
Цели и задачи по направлению реализации Программы в статусе «Центра экологического образования» на 2016-2020 годы
Цель.Развитие и совершенствование системы непрерывного экологического образования и просвещения, воспитание осознанного и ответственного отношения к окружающей среде всех субъектов воспитательно-образовательного пространства, жителей городского сообщества с учетом ключевых установок приоритетного национального проекта «Образование», «ФГОС ДОУ»,государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", приказа Президента РФ от 05.01.2016г. N7 «О проведении в 2017г. Российской Федерации Года экологии».
Задачи.
Развитие и совершенствование методического сопровождения системы эколого- краеведческого, патриотического воспитания, через успешно зарекомендованных себя форм и методов работы.
Обеспечение условий для дальнейшего поэтапное повышение квалификации педагогов ДОУ в области экологического образования.
Продолжение дальнейшего развития социального партнёрства и волонтерской деятельности.
Продолжение совершенствования материально-технической базы экологического центра.
Награды детского сада
Диплом
1 место
Городской смотр-конкурс между организациями городского округа Стрежевой на лучшее благоустройство территории объектов соцкультбыта
Мэр города В.М. Харахорин, 2009г
Диплом
2 место
Городской смотр-конкурс между организациями городского округа Стрежевой на лучшее благоустройство территории объектов
соцкультбыта
Мэр города В.М. Харахорин, 2010г.
Диплом лауреата
Областной конкурс-акция «Подкормите птиц зимой»
Томск 2011г.
Грамота
1 место Поощрительный сертификат
Городской смотр-конкурс на лучшую экологическую тропу «Зеленая тропинка знаний»,
посвященного году охраны окружающей среды.
Директор МБОУ ДОД ЦЭВД
В.И. Пастернак
Сентябрь 2013г.
Грамота
III место
III городская научно-практическая конференция по краеведению "Мой край"
Директор МБУ "ИКМ"
Л.В. Ланцова
г.Стрежевой, 2012г.
Почетная грамота
III место
Городской конкурс озеленения, проводимом в рамках Международного "Дня Земли" - 2005г. помещений детских садов, где занимаются средние группы.
Стрежевой, 2005
Диплом
I степени
Победителю городского смотра-конкурса музейных комнат, залов боевой и трудовой славы, посвященного 65-ой годовщине Великой Победы
Стрежевой, 2009
Диплом 3 место
Областной конкурс озеленения среди младших групп дошкольных учреждений, проходящего в рамках «Дня Земли»
Директор ОГУ «РЦРО» Н. П. Лыжина
2006г
Диплом финалиста
Областной конкурс Инновационных образовательных программ педагогов учреждений дошкольного образования
Номинация: «Лучшая система работы городской дошкольной образовательной организации по экологическому образованию
Ноябрь 2014г.
Диплом за Iместо
Городской конкурс социальной экологической рекламы "Мое будущее - чистый город"
Мэр городского округа В.М. Харахорин
2018г.
Диплом I степени
Региональный конкурс проектов "Цветущий сад"
ОГБУ "РЦРО"
апрель 2018г.
Дизайн экологического пространства детской реализации
/Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения, работающего по модифицированной программе «Маленькая родина Стрежевой» с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования/
Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ мы руководствовались следующими принципами:
v Доступности
Доступность среды предполагает: доступность оборудования и материалов в зависимости от желания и интересов ребенка; в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность и к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
v Безопасности
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования:
-исправность и сохранность материалов и оборудования (сыпучие и мелкие предметы хранятся в контейнерах и т. д.);
-учет требований к просмотру телепередач, диафильмов и проведению занятий с использованием компьютеров;
-учет требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13 III)
При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.
3.8. Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
3.9. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м. Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года.
3.12. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их росто-возрастных особенностей. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
3.15. Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.
vСодержательно насыщена
-Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно побуждает любопытство и довольно легко запоминается, совсем незнакомые предметы и материалы.
-Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
-Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-содержать предметы и материалы для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками и в совместной деятельности с педагогом;
-возможность самовыражения детей.
Содержание предметно-развивающей среды периодически обогащается с ориентацией на поддержание интереса ребенка к ней и:
- на пройденный программный материал (Этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху);
- на индивидуальные возможности детей (я способен на большее, и вы предоставили мне эту возможность, спасибо);
- обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую);
v Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
vВариативности
Вариативность среды предполагает:
-наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей (я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь новое и интересное).
Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. Обстановка – это оболочка, «одежда», из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра – станет тормозить его.
v Полифункциональности
Полифункциональность материалов предполагает:
-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
-наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
v Педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
v Трансформируемости пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
v Интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
v Практической направленности. Важность этого принципа обусловлена необходимостью получения детьми дошкольного возраста практического опыта для их последующей природоохранной деятельности. В соответствии с этим принципом в основу непрерывного экологического образования должны быть заложены такие виды деятельности, как экспериментальные исследования, моделирование экологических процессов, а также организация практической деятельности по защите, охране и восстановлению окружающей среды в дополнение к словесным методам обучения. Экологическое поведение и деятельность тесно связаны с развитием чувственно-эмоциональной сферы личности и требуют закрепления на практике. Дети дошкольного и школьного возраста должны уметь определять объекты природы, устанавливать связи между ними, владеть способами фиксации и оформления результатов измерений, изучать и оценивать деятельность человека. Сформированное экологическое мировоззрение реализуется только через практическую деятельность. Поэтому значимость этого принципа в обучающем процессе неоценима.
v Интерактивности. Данный принцип подразумевает широкомасштабное внедрение в непрерывное экологическое образование интерактивных технологий, ориентированных на самоорганизацию, повышение личной ответственности и самостоятельности, способствующих раскрытию духовного потенциала личности через творческое вдохновение, свободную коммуникацию, совместную деятельность и игровую форму занятий.
Предметно – развивающая среда должна:
· Быть современной: наличие цифровых микроскопов, метеоплощадки, луп, различных часов, весов (безмен), термометров, фонариков, «волшебные» (стереоскопические и др.), компасов, биноклей и т. д.
· Иметь привлекательный (красочный, яркий), аккуратный вид.
· Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды.
Шаг 1.Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа модефицированной программы «Маленькая родина Стрежевой» и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2.Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды, определив дефицитарные области (зоны).
Шаг 3.Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей всех возрастных групп.
Шаг 4.Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5.Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования и материалов, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 6.Разместить мебель, крупное оборудование и материалы согласно плану-схеме
Шаг 7.Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание программы и достичь планируемых результатов её освоения.
Нормативно-правовая основа принципов построения
предметно-развивающей среды ДО, в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Нормативно – правовой базой к отбору оборудования, учебно–методических и игровых материалов являются:
1. "Концепция дошкольного воспитания" (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1)
2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России / Под ред. Р. Б. Стеркиной. М., 1998.
3. Концепция построения развивающей среды / Под ред. В. А. Петровского. М., 1993.
4. Методическое письмо Министерства образования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)
6. Приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (26.06.2000г).
7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ФГОС ДО" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС ДО»
8. Письмо от 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье
Литература
1. Игрушки и пособия для детского сада: Оборудование пед. Процесса: Кн. Для воспитателя и зав. Дет. Садом: Из опыта работы воспитателей дош. учреждений Москвы /Сост. Л.Ф. Островская; под ред. В.М. Изгарщевой.-2-е изд., -М.: Просвещение, 1987. -175с.:ил.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. –М.: АРКТИ, 2003.-64с.
3. Развивающая среда Дошкольное воспитание №3,1999г.
4. Рыжова Н.А. , Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование №22, 2002.
5. Рыжова Н.А. Огород в детском саду. Обруч №5, 2002.
6. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети №24, 2004
7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
8. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы №2, 1999.
9. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание№3, 1999
10. Рыжова Н.А. Альпийская горка в детском саду. Обруч №5, 2001
11. Рыжова Н.А. Как воспитатеть Эйнштейна (лаборатория в дОУ). Обруч №5, 2004.
Интернет-ресурсы
1. «От коллекции к музею» Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=LFxFymASSSM
2. «Территория детского сада» - https://www.youtube.com/watch?v=-rft_9pEgXA
3. «Среда для общения с природой: уголки природы, зимние сады»- https://www.youtube.com/watch?v=RW109LHLgn4
4. «Золотые руки воспитателей» https://www.youtube.com/watch?v=dE0yQLkUmhg
5. Вебинар "Территория детского сада как элемент развивающей среды» https://www.youtube.com/watch?v=Pfqf0Ykr_zQ
Развивающая среда
Экологическая тропа «Маленькие шаги по большой Земле»
Экологическая тропинка в здании ДОУ "Необычное в обычном"
Стенд
"Маленькая родина Стрежевой"
"Эколого-краеведческий календарь"
Фото-стенд для родителей
"Экологический калейдоскоп"
"Красная книга Томской области"
"Карта Томской области"
"Мы - дежурим"
"Лаборатория"
Экологическая тропинка на территории детского сада "Дорога длиною в ДОУ"
Точка - Метеоплощадка
"А он, мятежный просит бури"
Схема экологической тропы
«Дорога длиною в ДОУ»