Зеленая тайга

«Тайга — самый огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, подняли на дыбы, растопырили косматые лапы.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суховатые валежницы цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза. Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся.

Лишь осторожная тень проскользнет в чаще. Дрогнет кем-то задетая ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.

Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы.

Там светлые боры-сосняки. Тут темные пятна ельника. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бес­крайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».

Н. Сладков  

Вопросы по содержанию:

*Что такое тайга? Какая она?

*Какие деревья растут в тайге? 

*Почему человеку трудно здесь ходить?

*Как автор описал тайгу?

*В ходе беседы воспитатель объясняет незнакомые слова: валежник, чаща, выворотни, ельник, сосняк, зыбуны-болота.

Чаща - густой частый лес, трудно проходимый лес; заросли.

Зыбуны - (трясина), участки зарастающих водоемов, покрытые    растительностью толщиной до 1-2 м.


Экологическая тревога  «Сказки о нефтяной рыбке»

 «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод в море и вытащил ... нет, не «одну тину морскую», а еще ржавые банки, битые бутылки, рваные пластиковые пакеты.

Закинул дед невод во второй раз — выловил рваный башмак и изношенную шину. В третий раз, как и полагается, попалась ста­рику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. Заговорила она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую служ­бу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!»

Вот такая грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радост­ней. Раньше, возвращаясь из дальних странствий, моряки расска­зывали о чудесных странах да о заморских диковинках. Теперь же, как сговорились, твердят одно: «Пропадают, братцы, моря-океаны!

Кораблей на водных путях как автомобилей на шоссе. И с каж­дого, даже с самого маленького суденышка в волны бросают му­сор. Вот и превращаются голубые просторы в грязную свалку».

А когда море становится грязным от ядовитой для всего живо­го нефти — совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Помыл танкер-нефтевоз свои громадные баки — грязную воду вылил в море. Вот беда, так беда! От этой отравы умирают рыбы (вспомните просьбу «нефтяной-золотой» рыбки), дельфины болеют, а иногда даже гибнут чайки и другие морские птицы. Вода на многие кило­метры покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки, и еще не отравленная рыба погибает от голода.

В последнее время были изобретены даже «морские дворни­ки» — специальные суда, наводящие чистоту в море; есть корабли-мусоросборщики и корабли-нефтесборщики.

Вопросы

*Почему моряки, возвращаясь из дальних странствий, говорят: «Пропадают, братцы, моря-океаны»?

*Как нужно вести себя на берегу реки, озера или пруда? Моря?


Степные дозорные

В степях живут животные-кочевники: сайгаки, куланы, туры, вечно странствую­щие в поисках лучших пастбищ и водопоев. Но так же жили и живут строго оседлые звери-норники. Самые характерные из них — сурки. Эти крупные грызуны, дости­гающие веса до 5—6 кг, живут семьями. Каждая семья имеет одну основную нору, где проходит зимняя спячка и появляется молодняк, и несколько кормовых, или за­щитных, нор, которые соединяются с зимовочной норой сетью протоптанных зверька­ми тропинок. От наиболее удаленных кор­мовых нор одной семьи тропинки ведут к норам соседних семей, и, таким образом, вся степь покрыта сложной системой нор и дорожек. Если пасущийся сурок замечает опасность, он опрометью бросается к бли­жайшей норе, подавая сигнал тревоги. Мгновение — и вот уже все зверьки стоят столбиками у нор и, продолжая тревожно кричать, внимательно осматриваются по сторонам. Орлу или волку не часто прихо­дится лакомиться нежным мясом сурка при таком коллективном оповещении об опас­ности.

Еще в начале XIX в. сурки населяли прак­тически все степи Евразии, от Венгрии до За­байкалья, захватывая значительные участки местности и горных степей. Близкие виды сур­ков широко населяли прерии Северной Аме­рики. В наше время сурки всюду сохранились лишь небольшими изолированными колония­ми, да и то, как правило, лишь в заповедниках, на землях коневодческих хозяйств или в мес­тах, не пригодных для распашки земли.

Удивительна манера сурков кормиться. Пасущийся сурок никогда не сгрызает всех стеблей растения. Тут откусит он один стебе­лек, там листочек или верхушку побега, в результате растительный покров на месте «сурчиных пастбищ» не меняется. Этим, да еще относительно постоянной численностью, сурки резко отличаются от сусликов, полевок и других степных грызунов.

Уже к середине лета у сурков заканчива­ется линька и они успевают набрать много подкожного и внутреннего жира. К концу ле­та растительность постепенно выгорает, сур­ки все реже появляются на поверхности, и в один, обычно холодный или дождливый, день исчезают совсем. Входы в зимовочные норы они забивают плотными пробками, для чего специально месят влажную глину со сво­им пометом. Спят сурки всю зиму без перерыва, и просыпаются только весной следующего года.


Самая зимостойкая ягода

Пойдем-ка к нам в сад. Знаешь, у нас тут растут яго­ды. А попробуй-ка отгадай, что где посажено. Ну-ка, вот здесь? Не отгадать? Конечно! Ничего, кроме снега, не видно. А здесь растет малина. И, знаешь, у малины какие кусты. Выше папы с мамой!

Куда же они подевались? Да мы их осенью пригнули к земле. Пригнули и связали Друг с дружкой, чтобы не поднимались. Там они лежат под снегом.

Малине под снегом тепло.

А здесь что растет? Раскопай-ка немного снег но­гой. Видишь еловые лапки? И все равно тебе не отга­дать, что у нас здесь посажена садовая земляника.

Это мы ее нарочно осенью накрыли еловыми лапка­ми. Потом снег пошел. И насыпался между лапками и сверху. Если будет сильный ветер, он может свер­ху весь снег сдуть, а между лапками все равно оста­нется.

И землянике под снегом тепло.

А тут что? Смородина! Отгадал! Да нетрудно отга­дать—все кусты видны. Вон сколько прутиков торчит из-под снега.

Мы смородину никак не защищаем. Она мороза не боится. Так и стоит всю зиму и нисколечко не подмер­зает. Папа говорит — смородина зимостойкая ягода. Са­мая из всех зимостойкая.                               Я.  Павлова


Маленький лесовод

Шел я однажды зимой по лесу.

Было особенно тихо, по-зимнему, только поскрипы­вало где-то старое дерево. Я шел не торопясь, поглядывая кругом.

Вдруг вижу — на снегу набросана целая куча сосно­вых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Оглядел я со всех сторон дерево. Смотрю — немного повыше моего роста в стволе расщелинка, а в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трепаная, как и те, что на снегу валяются.

Отошел я в сторону и сел на пенек. Просидел минут пять, гляжу — к дереву птица летит, небольшая, помень­ше галки. Сама вся пестрая — белая с черным, а на го­лове черная с красным кантиком шапочка. Сразу узнал я дятла.

Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпи­рается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.

Сунул свежую шишку в ту расщелинку, а старую вы­тащил клювом и выбросил. Потом уселся поудобнее, оперся на растопыренный хвост и начал изо всех сил долбить шишку, выклевывать семена.

Расправился с этой, полетел за другой.

Вот почему под осиной столько сосновых шишек очу­тилось!

Видно, понравилась дятлу эта осина с расщелинкой в стволе, и выбрал он ее для своей «кузницы». Так на­зывается место, где дятел шишки долбит.

Засмотрелся я на дятла, как он своим клювом шиш­ки расклевывает. Засмотрелся и задумался:

«Ловко это у него получается: и сам сыт, и лесу поль­за. Не все семена ему в рот попадут, много и разро­няет. Упадут семена на землю. Какие погибнут, а какие весной и прорастут...»

Стал я вокруг себя оглядываться: сколько сосенок тут из-под снега топорщится! Кто их насеял: дятел, клесты или белки? Или ветер семена занес?

Едва выглядывают крохотные деревца, чуть потол­ще травинок. А пройдет тридцать — сорок лет — и под­нимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор.

Г. Скребицкий

 


Летят снежные пушинки

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна кра­сивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увиде­ли, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а вы­соко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристал­лики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежин­ками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воз­душном океане. Весной, летом и осенью пар превращает­ся в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная, погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламыва­ются лучи и грани и белые цветы и звезды обращается в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся Друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежин­ками содержится много воздуха.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под- но­гами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ло­маются звездочки и лучи.

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров посте­пенно становится плотным.

А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забы­вает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мо­роз, то на снегу образуется твердая корочка. Она назы­вается настом.

В такое время многим животным тяжело передви­гаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу хо­дит, как в валенках, и почти не проваливается, а по на­сту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

В. Архангельский

 



Где и как зимуют насекомые

(кукольный спектакль)


Действующие лица:

Дедушка;

Мальчик;

Мальчик во сне;

Гусеница;

Куколка;

Яйцо гусеницы;

Клоп.


 



Мальчик: Дедушка, где зимуют все насекомые?

Дедушка: А я и не знаю. Думаю, они улетают.

Мальчик: А куда они улетают?

Дедушка: Не знаю. Я читал где-то, что бабочка-монах улетает в Мексику на зиму. Ну, я думаю, что сейчас пора спать. Завтра мы выясним, где зимуют насекомые.

Мальчик (зевая): Вот здорово! Хорошо, дедуля, я сплю. (Оба ис­чезают.)

Мальчик во сне: Где я? Здесь все такое большое! Что это? Что-то похожее на закрученный ковер с ножками приближается ко мне! (Появляется гусеница.)

Гусеница:Здравствуйте, молодой человек! Я слышала, вы спра­шивали, где зимуют насекомые?

Мальчик во сне: Э-у-э... Да, но я что-то никак не могу сообра­зить, кто вы.

Гусеница: Я — бабочка!

Мальчик:Бабочка? Вы выглядите как гусеница, но вы ужасно большая!

Гусеница:Напротив, мой друг. Ты необычайно мал. Впрочем, это очень кстати. Ведь теперь ты можешь сесть мне на спину, и я провезу тебя по окрестностям и познакомлю с некоторыми насекомыми. Тог­да ты узнаешь, где они проводят зиму.

Мальчик:Спасибо, Гусеница. Я никогда не ездил верхом. (Взби­рается к ней на спину.) Только ты очень царапаешься! Не могла бы ты подстричься?

Гусеница:Но мои волоски помогают мне удерживать тепло зи­мой. Вот почему ты можешь увидеть меня свернувшейся в лесных зарослях или иногда ползущей по снегу.

Мальчик:Почему ты сказала, что тебя зовут бабочкой? Мы все знаем тебя как гусеницу.

Гусеница:Это сейчас я мохнатая гусеница, но буду такой не всегда. Ты что-нибудь знаешь о стадиях развития насекомого?

Мальчик:Я учил их: яйцо, личинка, куколка, взрослое насе­комое.

Гусеница:Мой малыш! Ты действительно это знаешь. Но давай посмотрим, знают ли ребята, в какой стадии развития нахожусь я. Ребята, как вы думаете? Да, в стадии личинки. После стадии ку­колки, весной, я превращусь в бабочку. Поэтому я и называю себя бабочкой. О, вот моя родственница. Рада видеть тебя! Привет, Ку­колка!

Куколка (приглушенно): Я сказала «Привет!» Не надо меня бес­покоить, я отдыхаю.

Гусеница:Я хочу, чтобы ты познакомилась с моим новым дру­гом. Он интересуется, где зимуют насекомые.

Куколка (все так же глухо): Ну, я сплю. Неудивительно, что вам пришлось напрягать слух, чтобы услышать меня. Я сворачиваюсь в два слоя, один вы видите, а второй — поменьше. Это способствует сохранению тепла и сухости.

Мальчик: Я знаю, в какой стадии жизненного цикла она находится! Это... Это... Ребята, помогите, я забыл, как это называется? Да, да — куколка!

Гусеница:Правильно! Эта куколка тоже станет бабочкой! Ну пока, куколка. Я думаю, что, когда мы увидимся  в  следующий раз,  мы обе  уже будем бабочками! Счастливой зимовки!

(Куколка опускается за ширму, гусеница подпрыгивает.)

Мальчик:Ой, гусеница, что это за большой барабан вокруг ветки?

Гусеница:Это не барабан. Там тоже живут мои  родственники  Может, ребята угадают, в какой стадии жизненного цикла они находятся? Что вы думаете, мальчики и девочки? Правильно, это яйца. Верно, маленькие гусенички не вылупятся, пока следующей весной не появятся новые листья на ветках.

Мальчик: Вылупятся? Это как будто о птенцах!

Гусеница:Очень похоже. Птицы тоже появятся в то время, когда для них есть пища. И детишки насекомых вылупляются тогда. когда они могут найти пропитание.

Мальчик:Так, значит, яйца превращаются в гусениц?

Гусеница:В гусениц. Они называются шелкопрядами, потому  что прядут из себя шелк, чтобы на стадии куколок жить в нем до тех пор, пока не станут взрослыми и не научатся питаться самостоятельно.

Мальчик: А я думал, что шелк делают пауки,

Гусеница: И они тоже, но не только они. Гусеницы тоже оставляют за собой шелковые ниточки, а когда они переползают на новые ветки, то могут по этим ниточкам найти дорогу обратно домой.

Мальчик: Вот здорово! Так они никогда не заблудятся. А куда мы направляемся сейчас?

Гусеница:Я ищу большую кучу листьев.

Мальчик:Это там, у большого старого дерева!

Гусеница:Да, у тебя отличное зрение, мой друг. Пойдем позовем кого-нибудь. Привет, привет всем, кто живет в куче листьев! Кто-нибудь  проснулся в этот прекрасный солнечный денек?

(Появляется клоп.)

Клоп: Ну слава богу! Как хорошо на улице, но время пробуждения очень тяжелое для нас. Между прочим какое сейчас врем и года?

Гусеница:Сейчас зима, Клоп. Мне жаль, что я потревожила Ваш долгий зимний сон, но я хотела представить моему другу насекомое,  которое зимой находится во взрослом состоянии. Он интересуется где зимуют насекомые.

Клоп: Мы, клопы, впадаем в спячку. Нам всем очень уютно, мы лежим, прижавшись друг к другу, в чудесной куче листьев. Листья великолепно изолируют нас от внешнего мира, особенно если сверху куча засыпана снегом. Какой смысл просыпаться тогда, когда вокруг нет еды?

Мальчик: Простите, Клоп, а чем Вы питаетесь?

Клоп: Маленькими насекомыми, которые называются тлями. Вкусные, сладкие, в них много полезного для нас вещества, которое называется протеином. Можешь попробовать при случае. (Зевает.) Я так устал, мне ведь надо накопить силы к сезону, когда будет мно­го тлей. Думаю, мне снова пора спать. Пока! (Уходит.)

Мальчик: Спать! Вот именно! Я сплю, и это мой сон. Не могу дождаться, когда проснусь и расскажу моему дедушке, какие откры­тия я сделал! Спасибо, Гусеница! Счастливо тебе перезимовать! Если увижу тебя следующей весной, то назову бабочкой!

Гусеница: Пока! Рада была познакомиться! И тебе счастливо пе­резимовать!

Т. Шпотова

 




Сказка «Одуванчик»


Действующие лица:

Сказочница

Одуванчик

Гном Ка­рамелька

Божья Коровка

Бабочка

Пчела с детками

Му­равьи

Кузнечик

Шмель

 








Звучит музыка

Сказочница.   Как известно, одуванчик

Носит желтый сарафанчик,

А потом нарядится

В беленькое платьице.

О нем хотите вы узнать?

Можем сказку начинать.

Объясню вам, детворе.

Дело было по весне.

В старом сказочном лесу

Жил гном, Карамелька.

Он сажал цветы, траву,

Вы уж мне поверьте.

И хоть ростом невысок

Человечек-гномик,

Смог среди густой листвы

Сам построить домик.

Очень любит он цветы,

Дружит и с букашками,

Пчелам соберет пыльцы,

Спляшет он с ромашками.

Ранним утром каждый день

В лес гулять выходит

И зарядку для друзей

Весело проводит.

Встает солнышко.

Гном Карамелька выходит из дома, потягивается.

Карамелька.  Это кто без топоров

Строит избу без углов?

Эй, соседи, выходите,

Солнце встало — поглядите!

Муравьи         Здравствуй, гномик!

Добрый день!

Заниматься нам не лень!

Карамелька    Эй, кузнечик, не зевай-ка,

Мне на скрипке подыграй-ка,

Мы же песенку споем

И зарядку проведем.

Кузнечик выходит из кустов, залезает на пенек, берет скрипку в руки и играет веселую музыку. Сказочница про­водит игру. Дети выполняют действия, о которых поется в песенке.

Музыкально-ритмическая игра «Кузнечик»

Кузнечик бойко заиграл. (Дети имитируют игру на скрипке.)

На скрипочке зеленой,

И друг за лапку друга взял (Дети берутся за руки, водят хоровод.)

Для песенки веселой.

Руки дружно вверх подняли (Все поднимают руки, и далее выполняют все. о чем говорится в тексте.)

Опустили, поскакали,

Наклонились, распрямились -

А потом остановились. (Дети кладут руки на пояс.)

Вот прыжок, еще прыжок, (Прыгают.)

Топни ножкою, дружок. (Топают ногой.)

Посмотреть на небо нужно. (Поднимают голову вверх.)

Хлопнем все в ладоши дружно. (Хлопают в ладоши.)

Вот наклон, еще наклон, (Наклоняются.)

Всем отвесили поклон. (Кланяются.)

Дружно хлопнем поскорей, (Хлопают в ладоши.)

Пой, кузнечик, веселей. (Прыгают несколько раз.)

Сказочница.   И как раз в это самое утро

Случилось великое чудо.

Божья Коровка с вестью летит,

Послушаем, что же она говорит.

Появляется Божья Коровка, подлетает к Одуванчику, вьется вокруг него, выражает недоумение и летит к до­мику Гнома.

Божья Коровка. Здравствуй, Гномик, можно сесть?

Принесла тебе я весть:

В красочном твоем саду

Да на самом на виду

Вырос вдруг цветочек.

Кто сажал росточек?

Все действующие лица идут в гости к Одуванчику.

Кузнечик.         Горит в траве росистой

Фонарик золотистый.

Он тщательно укрылся

Зеленою листвой.

Карамелька.     В толк никак я не возьму,

Ничего я не пойму.

Здесь цветы я не сажал,

Не рыхлил, не поливал.

Одуванчик.     Я — цветочек одуванчик,

Распустился к лету,

Сам не знаю, почему,

Объяснений нету.

Прилетает Бабочка, за ней — Шмель.

Бабочка          Ой, какой цветочек — чудо!

Все же взялся ты откуда?

Как явился ты на свет,

Желтых шариков букет?
Шмель           Тебя, быть может, посадили

И водичкою полили?

Муравьи          Как ты к нам сюда попал?

Ведь не с неба же упал?

Раньше здесь не появлялся.

Так откуда же ты взялся?

Божья Коровка   Ты прошел нелегкий путь,

Может, помнишь что-нибудь?

Одуванчик    Землю солнышком пригрело.

Снег растаял. Потеплело.

Вода землю напоила,

Вот откуда моя сила.

Вырос я и потянулся,

Стеблем к солнцу повернулся,.

Вверх тянулся, сколько мог.

Желтый распустил цветок.

Это все, что помню я.

Что же делать мне, друзья?

Одуванчик грустит.


 

                                   Капустная белянка

 

    Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принес к отцу.                                        

 

- Это превредная бабочка, - сказал отец,  - если их разведется много, то пропадет наша капуста!

 

- Неужели эта бабочка такая жадная? – спрашивает мальчик.

 

- Не сама бабочка, а ее гусеница, - отвечает отец, - бабочка эта нанесет крохотных яичек, а из яичек выползут гусеницы.

 

     Гусеница очень прожорлива. Она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта.

 

     Так превращается всякая бабочка из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листике.

 

                                                                                                              К. Ушинский

 

 

                                        Лечебница под сосной

 

     Однажды, сидя в укромном уголке леса, я увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал лапами муравьиной кучи, и я решил, что дрозд прилетел покормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд вытянул в сторону крылья, сидел минут десять. Позже я видел на муравейнике соек, скворца, трясогузку. На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов.

 

     Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны.                                               

 

                                                                                             По В.Пескову

 

 

 

 

                                   Муравейник зашевелился

 

     Мы нашли большой муравейник под елью. Сначала мы думали – это просто куча сора и старой хвои, а не муравейный город: ни одного муравья не было видно.

 

     Теперь снег сошел с кучи, и муравьи вылезли погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилили и лежали на муравейнике липкими черными комьями.

 

     Мы слегка потревожили их палочкой, а они  едва могли пошевельнуться. У них не было даже сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой.

 

     Пройдет еще несколько дней, пока они снова примутся за работу.

 

                                                                                                                        В.Бианки

 

 

                              Кузнечик – невидимка

 

     Давайте сядем и отдохнем немного. Слышите, как здорово и весело стрекочут в траве кузнечики? А вы видите хоть одного? Нет? И я не вижу. Кузнечики очень искусно прячутся. И все–таки мы сейчас поймаем      нескольких. Снимите шапочки и быстро проведите ими по траве… Так. Теперь загляните внутрь, но только осторожно. Попался кто–нибудь? Как раз кузнечики и попались! Зеленые, как трава, длинные ноги похожи на стебельки, а крылышки – на листья. Конечно, их нелегко заметить в траве. Теперь откройте шапочки. Вот и нет кузнечиков! Видите, как они высоко подпрыгнули? А еще кто–нибудь остался? Конечно: маленькие разноцветные жучки и муравьи торопливо ползают в шапочках и стараются выбраться наружу.

 

                                                                                                                Г.Ганейзер

 

 

 

 

                                          Крапивница и лимонница

 

     Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я; у меня  на крапиву аппетит – я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно!

 

     - А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.

 

                                                                                                                                  Н. Сладков

 

 

                                           Белкин мухомор

 

     Зима для зверей – время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка – грибы. И все, казалось бы, тут понятно и просто: и сало, и грибы, и орехи ой как зимой пригодятся!

 

     Просто совсем, да не со всеми!

 

     Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, маховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных  находит вдруг… мухомор! Наткнут на сучок – красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый?

 

     Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат?

 

                                                                                                                 Н. Сладков

 

 

Муравей и сороконожка

 

- Вот напугал, Муравей! Да ты что – с неба свалился, что ли?

 

- С неба, с неба… С рябиновой ветки я свалился!

 

- А что же ты там делал?

 

- Делал, делал… Коров пас!

 

- А еще что?

 

- Что, что… Доил коров!

 

- А еще что?

 

- Молочко сладкое пил.

 

- А еще что?

 

- Вот пристала! Ну, задремал немножко, да и скатился с листа! Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю – коровку держу,  двумя молочко тлиное собираю.

 

                                                                                                                 Н. Сладков

 

 

                                      Голуби                                                                                                                             

 

   Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь.

 

    Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

 

    Около меня солнце все еще светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

 

     Все притаилось… все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. – Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий, крупный лист лопуха.

 

      Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! – думалось мне; - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!

 

       Но туча не двигалась. – Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла, да темнела.

 

        И вот по  одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

 

        Летел, летел все прямо, прямо… и потонул за лесом.

 

        Прошло несколько мгновений – та же стояла жесткая тишь… Но глядь! Уже два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

 

         И вот наконец сорвалась буря – и пошла потеха!

 

         Я едва домой добежал. – Визжит ветер, мечется как бешенный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

 

         Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, - и тот, кого он привел и, может быть, спас.

 

         Нахохлились оба и чувствовали каждый своим крылом крыло соседа…

 

         Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… хоть я и один… один, как всегда.

 

                                                                                                                  И.Тургенев

 

 

                                             Сказка о ромашках

 

     А сейчас предлагаю вам перенестись на сто лет вперед и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.

 

     Однажды в саду около дома они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабаушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой.

 

      Когда-то на Земле были  огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось все меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.

 

     Вот, ребята, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придется заносить в Красную книгу все новые и новые растения.

 

                                    ( Б. Александров. О чем рассказывал цветы. – М. , 1966 )

 

 

                                          Разноцветные полянки

 

     Ходишь в лес и всякий раз удивляешься: «Ага, раньше я этого не заметил!

 

Ага, этого я не видел! И это пропустил!..»

 

     Вот полянки в лесу. Самые обыкновенные. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Но если почаще наведываться, то заметишь, что полянки-то не близнецы: совсем не похожи друг на дружку.

 

     Они разноцветные. На первой, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубым-голубая. На второй, солнечной поляне, расцвела гибкая голенастая гвоздика, и стала полянка румяно-розовая. Третья полянка – белая от ромашек. Четвертая – сиреневая от колокольчиков. Здесь полянка расцветает, там гаснет, меняет краски.

 

     Вот опять перемена, опять…

 

     Был бы я сказочник, сочинил бы сказку. Про то, как сестры-полянки надевают цветные платья, красуются в них, спрашивают:

 

- Я ль на свете всех белее?

 

- Всех румяней?

 

- Голубее?

 

                                                         Э. Шим

 

 

                                           Сказка о мухе и шмеле

 

А у меня получается гудение, потому что я машу крыльями еще медленнее.     Однажды встретились муха со шмелем и разговорились.

 

     - Сколько в мире разных звуков, - сказала мушка, - вот я наведалась в одну квартиру, там всегда чай пьют с вареньем. Очень люблю варенье! Сижу себе на вазочке, а передо мной стоит стакан из тонкого стекла. Хозяйка коснулась стакана ложечкой, и   откуда-то родился  звук. Разве не удивительно?

 

     - Секрет прост: от удара ложечкой стекло стакана начинает дрожать. Колеблется и воздух вокруг стакана. Дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим звук. Звук – это колебание воздуха. Где нет воздуха, нет звуков, - ответил ей шмель.

 

     - Ты знаешь, почему комар, когда летит, пищит, а сядет – молчит? Все дело в его крыльях. В полете комариные крылышки трепещут, колеблются,                 да так быстро, что издают звук. У комара он тоненький, потому что крылышками комар машет очень быстро. Ты, муха, машешь крыльями  медленнее, поэтому не пищишь, а жужжишь.

 

                (По А. Дитриху, Г. Юрмину, Р.Кошурникой.  Почемучка.)

 

 

Трава здоровья (сказка )

 

     Шел мальчик Ваня по лесной полянке. Шел, напевая песенку, и не замечал, что топчет он совсем неприглядную глазу травку. Но вдруг он споткнулся о булыжник и разбил коленку. Ушиб так сильно, что появилась кровь. «Что же делать? Ни воды, ни зеленки, ни бинта, - подумал Ваня. – Как быть, как обработать мне ранку?» .

 

     И вдруг услышал:

 

     - Помочь тебе могу я.

 

     А Ваня гневно:

 

     - Кто ты такой? Как ты можешь мне помочь?

 

     - А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть я и имею толстые, крепкие, жилистые листики, мне все равно больно, когда кто-то случайно на меня наступает. А ведь чтобы вырасти, мне нужно много времени. Мое маленькое семечко должно попасть в землю, его должен полить дождик, согреть солнышко. Лишь потом оно выпустит свой стебелек. Пройдет время, корешок потолстеет, стебель нальется силой, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь.

 

     - Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь, - отвечает Ваня.- Как тебязовут?

 

     - Подорожник.

 

     - Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. Дружить и помогать друг другу.

 

 

Домашнее животное – пчела ( сказка )

 

     Однажды Танюша гуляла с бабашкой по саду и увидела маленький домик.

 

     - Бабушка, посмотри, какой маленький домик! И я хочу жить в таком!

 

     Бабушка ответила: «Тише, Танюша! Этот домик называется улей, в нем живут пчелы».

 

     Пчела – домашнее животное.

 

     Улей – уютный и надежный дом, за ним ухаживает человек: утепляет, ремонтирует, красит. За это, в благодарность, она угощает его сладким лакомством – медом, который защищает человека от многих болезней.

 

     Пчела неустанно трудится с раннего утра до позднего вечера. Перелетая с цветка на цветок, она собирает сладкую пыльцу. И множество раз приносит ее домой.

 

     Пчела не только угощает всех сладким, полезным медом, но и лечит. Пчела – доктор. Наши бабушки и дедушки лечат укусами пчел свои спины, руки и ноги.

 

     Ты когда-нибудь пробовал посадить пчелу на ладошку, накрыть ее? Нет? И не советуем!

 

     Пчела очень больно может ужалить.

 

     Маленьким детям их помощь не нужна, пчелка может сделать им больно. Оружие защиты пчелы – жало. Поэтому лучше не дразнить пчел, близко не подходить, и тогда они станут не вашими врагами, а «вкусными» друзьями.

 

Гостевая книга

 

Уважаемые гости!

Я очень рада, что Вы посетили мой сайт. Очень надеюсь, что сайт «Маленькая родина Стрежевой» будет полезным источником информации для Вас! Чтобы сайт не казался застывшим, был интересным и разнообразным,  прошу заполнить гостевую книгу для  дальнейшего улучшения.

1.     Помогают ли статьи и другие материалы в практической работе?

2.     Какие разделы сайта нравятся (не нравятся), почему?

3.     Какие разделы, статьи,  особый интерес вызывают?

4.     Каких хотелось бы, чтобы было больше статей?

5.     Что вы можете сказать о названии статей: достаточно выразительны, стандартны, скучны.

6.     Ваше мнение о художественном оформлении и полиграфическом исполнении сайта.

Благодарю Вас за сотрудничество!

 

Comments: 18
  • #18

    Александра Сергеевна (Tuesday, 14 February 2023 10:38)

    Добрый день Ольга Владимировна! Очень любопытный и полезный сайт. Обращает на себя внимание его грамотное оформление, все понятно и доступно. Материалы сайта грамотно подобраны, организованы и могут быть использованы. Интересно смотреть опыт работы Ольги Владимировны, наглядно, классно!!! Сразу видно, что педагога отличает истинная и неподдельная любовь к своей профессии. Хочу пожелать дальнейшего профессионального роста и творческих побед!

  • #17

    Парфенова Светлана (Monday, 06 February 2023 09:19)

    Здравствуйте Ольга Владимировна. хочу сказать, сайт замечательный и, что очень важно, содержательный. Большое количество информации, которая вызовет интерес и у взрослых, и у детей. Опыт работы, представленный на сайте, привлекает внимание методическим содержанием, наглядностью, творчеством. Приятно, что все идеи педагог воплощает в работе с детьми. И ещё понравилась простая в управлении навигация, любой посетитель сайта с лёгкостью найдет всю необходимую информацию, новости и т.д. Удачи и творческого вдохновения в работе!

  • #16

    Ольга Анатольевна (Sunday, 05 February 2023 13:45)

    Ольга Владимировна, Здравствуйте! Познакомилась с Вашим сайтом. Очень заинтересовали тематические подборки: экологические игры, опыты, история родного края, где я нашла много полезной и нужной для себя информации. Увидела Ваши разработки НОД, сценарии эколого- краеведческих мероприятий, познакомилась с реализуемыми Вами программами, проектами. Вы умело и грамотно применяете инновационные формы работы с родителями детей. Спасибо за сайт. Многое буду использовать в своей работе.

  • #15

    Учитель-ллгопед Черненко Кристина Андреевна. (Wednesday, 01 February 2023 16:47)

    Ольга Владимировна опытный педагог и проффессионал своего дела. Вся её проффесиональная деятельность насыщена педагогическими событиями: экскурсии, совместные проекты с детьми, празники, всемирные дни, ярмарки, акции, конкурсы. Сколько неутомимой энергии таится в этом педагоге! Как дети активно, с любопытством, с огромным желанием учавствуют во всем, что придумывает для них Ольга Владимировна. Это огромное счастье работать вместе, наблюдать, получать опыт у такого большого проффессионала, как Саморокова Ольга Владимировна!

  • #14

    Светлана Евгеньевна (Wednesday, 01 February 2023 16:36)

    Ольга Владимировна, очень много информации можно почерпнуть на страницах вашего сайта. Ваши картотеки с опытами очень понравились, буду применять в своей работе. Спасибо вам за ваш материал. �

  • #13

    Сабитова Мария (Wednesday, 01 February 2023 14:14)

    Спасибо ВАМ за вашу работу. Материал, представленный вами-это кладезь интересных идей и находок! Желаю вам вдохновения и процветания!

  • #12

    Елена Викторовна. (Tuesday, 27 December 2022 15:00)

    Ольга Владимировна. Побывав на ваших страничках сайта, узнала очень много интересного и познавательного. Статьи написаны интересно и увлекательно. Сайт оформлен эстетично и красиво, ни чего лишнего. Понравилась информация про мини-музей. Очень интересные и познавательные выставки. Желаю вам удачи в развитии вашего сайта.

  • #11

    Мария Бирюкова (Tuesday, 27 December 2022 07:30)

    Ольга Владимировна, после ваших опытов и экспериментов дети приходят домой с кучей эмоций!!! Всегда взахлеб про них рассказывают, а когда и я побывала на вашей родительской мастерской поняла почему им так интересно! Спасибо за то что с интересом и азартом учите наших детей!!

  • #10

    Ольга (Monday, 26 December 2022 18:07)

    Ольга Владимировна, сколько много разнообразно информации можно почерпнуть на страницах вашего сайта. С интересом слежу за новостями! �

  • #9

    Надежда (Monday, 26 December 2022 17:42)

    Ольга Владимировна, Ваш сайт настоящая находка.
    Я являюсь не только родителем, но и воспитателем и нашла много интересного для своей работы.

  • #8

    Мария Олеговна (Tuesday, 18 June 2019 08:27)

    Ольга Владимировна! Ваш мини-музей достоин восхищения! Очень интересные, продуманные до мелочей выставки! Думаю дети с удовольствием его посещают! Не останавливайтесь на достигнутом. Желаю вам успехов!
    И хотелось бы, чтоб было больше фотографий ваших экспозиций!

  • #7

    Юлия Александровна (Sunday, 12 May 2019 10:04)

    Ольга Владимировна, на вашем сайте много интересной информации, понятное меню и красивое оформление! Всегда с интересом посещаю Ваш сайт и нахожу для себя и детей много нового о природе нашего края. Успехов и удачи Вам в работе!

  • #6

    Людмила (Monday, 04 February 2019 06:17)

    Ольга Владимировна! На вашем сайте, очень много полезной, разнообразной информации , которая вызовет интерес и у взрослых, и у детей. Спасибо вам за то, что вы делитесь своим опытом! Успехов вам в работе.

  • #5

    Антонида (Tuesday, 29 January 2019 05:40)

    Ольга Владимировна, огромное спасибо за Ваш сайт. Очень много информации. У меня к Вам есть просьба. Вы можете прислать сканированные листы Атласа Томской области? До сих пор не нашла ничего лучше этого атласа, свой уже старенький, а найти новый нигде не могу. Если можете, пришлите пожалуйста.

  • #4

    Светлана Евгеньевна (Monday, 07 January 2019 08:08)

    Ольга Владимировна, большое спасибо за сайт, на котором я нашла очень много нужной и полезной информации! На вашем сайте можно найти информацию не только для взрослых, но и для детей. Удачи Вам, и творческих успехов.

  • #3

    Юлия Фёдоровна (Tuesday, 28 April 2015 09:20)

    Ольга Владимировна!
    На Вашем сайте много материала по краеведению для детей и родителей!

  • #2

    Жаркова Елена Александровна (Tuesday, 28 April 2015 08:30)

    Уважаемая Ольга Владимировна. На вашем сайте выложена очень полезная информация о памятниках нашего родного города, которая очень пригодилась нам для выполнения домашнего задания моей дочери. Спасибо вам огромное

  • #1

    Анастасия Владимировна (Sunday, 26 April 2015 19:24)

    Очень хороший сайт. Простое меню, в содержании разделов сайта я нашла для себя и моего ребенка много интересного. Спасибо вам за это.

Спасибо, Анастасия Владимировна. Надеюсь что, Вы сможете и в дальнейшем, пользоваться информацией с моего сайта.

Светлана Евгеньевна! Спасибо за отзыв.